Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения А.А Клишасом обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в 2018 году

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Клишас Андрей Александрович назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 5 декабря 2018 года № 564-СФ (ранее — постановлением Совета Федерации от 26 ноября 2014 года № 587-СФ). Предыдущий отчет полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации был представлен 14 февраля 2018 года.

Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации государственными органами и межпарламентскими организациями

Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

К наиболее важным вопросам, в обсуждении которых принял участие А.А. Клишас, можно отнести:

  • выработка мер по снижению уровня преступности, межведомственная координация реализации данных мер;
  • причины и последствия увеличения количества уголовных дел, рассматриваемых в особом порядке (около 70% уголовных дел рассматривается в особом порядке);
  • обеспечение законности при расходовании бюджетных ассигнований на выполнение оборонного заказа, техническое перевооружение предприятий, создание новых образцов военной техники и вооружения, импортозамещения;
  • защита прав граждан на труд, пенсионное, жилищное обеспечение, охрану здоровья, образование, благоприятную окружающую среду;
  • охрана интересов многодетных семей, несовершеннолетних, детей-сирот;
  • усиление работы по противодействию экстремизму и терроризму;
  • реализация комплекса мероприятий по пресечению нарушений законодательства в сфере экологии;
  • надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2017 год.

Кроме того, в 2018 году Советом Федерации был рассмотрен ряд кадровых вопросов, касающихся Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7 ноября 2018 года Совет Федерации освободил Гуцана Александра Владимировича от должности заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и Семчишина Ивана Григорьевича от должности заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

В свою очередь, 21 декабря 2018 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел кандидатуру Ткачева Игоря Викторовича для назначения на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Кандидатура Ткачева Игоря Викторовича была поддержана Советом Федерации единогласно.

Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации

Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение Федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Так, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», уточняющий правовое регулирование вопросов материально-технического обеспечения прокурорских работников.

Были приняты федеральные законы, направленные на создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. В частности, Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внес в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие процессуальные полномочия создаваемых кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда по рассмотрению уголовных дел, а также уточняющие порядок апелляционного, кассационного обжалования судебных решений, порядок пересмотра судебных решений ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Помимо этого был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства» установивший, что срок содержания под стражей может быть продлен прокурором или судом на срок, необходимый для принятия прокурором решений по поступившему уголовному делу. Кроме того срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется до направления уголовного дела прокурору.

Был принят важный Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста», который дополнил Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации новой мерой пресечения — запрет определенных действий. Новая мера пресечения избирается по судебному решению и является более мягкой альтернативой заключению под стражу и домашнему аресту.

Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций

За отчетный период от граждан и организаций поступило пятьдесят одно обращение, затрагивающее деятельность прокуратуры Российской Федерации. Тридцать восемь обращений было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по подведомственности.

Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации

Законодательное регулирование уголовного судопроизводства, статуса прокурора и следователя, является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.

Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможностью эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.

Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанными органами. Главным показателем такого взаимодействия является своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запросы членов Совета Федерации и комитетов Совета Федерации.

Раздел V. Выводы и предложения

По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора и следователя.

Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.