Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения А.А. Клишасом обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде РФ в 2018 году

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации Постановлением Совета Федерации от 29 ноября 2016 года № 519-СФ, от 5 декабря 2018 года № 562-СФ.

Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации

К основным направлениям деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Конституционный Суд) относятся рассмотрение запросов судей Конституционного Суда по вопросам конституционности законов, одобренных Советом Федерации, представительство интересов палаты Федерального Собрания при рассмотрении запроса Совета Федерации в Конституционном Суде и другие.

В 2018 году в рамках осуществления полномочий представителя Совета Федерации в Конституционном Суде подготовлено 56 отзывов на запросы судей Конституционного Суда. В 2018 году Конституционный Суд принял более 3,2 тысяч решений, рассмотрел 12 дел в публичных заседаниях.

Участие полномочного представителя Совета Федерации в заседаниях Конституционного Суда как представителя стороны, одобрившей Федеральный закон, конституционность положений которого оспаривается, предполагает полномочия по предоставлению Суду пояснений по существу рассматриваемого вопроса и правовых аргументов для обоснования позиции Совета Федерации, ответов на вопросы заявителей и иные права.

К вопросам, имеющим особое общественно-политическое значение, в рассмотрении которых в рамках заседаний Конституционного Суда принял участие представитель Совета Федерации в Конституционном Суде, относятся:

  • об ограничениях, связанных с учреждением и владением СМИ лицом, имеющим иностранное гражданство (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“ в связи с жалобой гражданина Е.Г. Финкельштейна»);
  • о конституционности Закона Республики Ингушетия «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» и Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в связи с запросом Главы Республики Ингушетия» (Постановление Конституционного Суда от 06.12.2018 № 44-П);
  • о праве политической партии, выдвинувшей кандидатов, оспаривать результаты выборов (Постановление Конституционного Суда от 15.11.2018 № 42-П «По делу о проверке конституционности части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой регионального отделения политической партии „Справедливая Россия“ в городе Санкт-Петербурге»);
  • о праве собственников многоквартирных домов самостоятельно определять способ перераспределения между собой платы за коммунальные услуги (Постановление Конституционного Суда от 10.07.2018 № 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца»);
  • о праве на «третью» отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по программам магистратуры (Постановление Конституционного Суда от 17.04.2018 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта „а“ пункта 2 статьи 24 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе“ в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан»);
  • о возможности ввоза из‑за границы в Россию оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения, в том числе в связи с введением экономических санкций против России (Постановление Конституционного Суда от 13.02.2018 № 8-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „ПАГ“) и др.

Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации

К мероприятиям, проведенным по вопросам взаимодействия Совета Федерации и Конституционного Суда, в который принял участие Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, относятся:

  • 15 мая 2018 года международная конференция «Конституция в эпоху глобальных перемен и задачи конституционного контроля»;
  • 23 июля 2018 года семинар-совещание на тему: «Реализация правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы».

Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями

За отчетный период обращений граждан и организаций к полномочному представителю Совета Федерации в Конституционном Суде не поступало.

Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации

Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение Федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов по вопросам конституционного судопроизводства, а также направленных на исполнение решений Конституционного Суда.

В 2018 году принято 16 Федеральных законов, направленных на исполнение решений Конституционного Суда. На рассмотрении Государственной Думы находится 17 законопроектов.

Раздел V. Выводы и предложения

По большинству дел, рассмотренных в публичных заседаниях Конституционного Суда, позиция Совета Федерации согласуется с Постановлениями Конституционного Суда, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан.

Исполнение решений Конституционного Суда, которыми нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, имеет положительную динамику.