Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения А.А Клишасом обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в 2020 году

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Клишас Андрей Александрович назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 5 декабря 2018 года № 564-СФ. Предыдущий отчет полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации был представлен 12 февраля 2020 года.

Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.

Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В ходе заседаний коллегии перед прокурорами были поставлены следующие задачи:

принципиально реагировать на случаи невыплаты и задержки зарплаты, понуждения к увольнениям и уходам в отпуска без содержания, максимально обеспечить своевременное получение социальной поддержки;

жестко пресекать факты установления органами власти формальных критериев и создания административных барьеров, препятствующих получению гарантированных государством выплат и компенсаций, вплоть до постановки вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности;

незамедлительно реагировать на случаи нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на восстановление отраслей экономики и финансового сектора, выполнение национальных проектов;

уделить особое внимание соблюдению законности при отмене и смягчении ограничений, связанных с режимом повышенной готовности и усиленными санитарно-эпидемиологическими требованиями;

решительно реагировать на установление органами власти формальных критериев и административных барьеров, препятствующих доступности и оперативному получению гарантированной государством помощи;

при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях, связанных с выводом за рубеж активов, обращать внимание на организацию своевременного взаимодействия следственных органов с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Росфинмониторингом и кредитными организациями для установления всей цепочки движения добытых преступным путем средств и связи обнаруженного за границей имущества с преступной деятельностью обвиняемого в целях дальнейшей его конфискации;

взять на особый контроль предоставление мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны;

обратить особое внимание на целевое и эффективное расходование бюджетных средств, выделенных на содержание воинских захоронений, мемориалов, обелисков и других сооружений;

контролировать все факты, связанные с реабилитацией нацизма, осквернением памятников и символов воинской славы России;

уделить повышенное внимание законности отчуждения госимущества, случаям передачи объектов коммунальной инфраструктуры в пользование хозяйствующим субъектам без заключения концессионных соглашений, поддержанию в надлежащем состоянии объектов ЖКХ;

принимать исчерпывающие меры к защите законных интересов и прав граждан, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, принципиально реагировать на факты незаконного отказа им в помощи;

продолжить действенный надзор за законностью использования природно-заповедного фонда в условиях развития внутреннего экологического туризма и увеличения антропогенной нагрузки на особо охраняемые природные территории.

Также А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2019 год.

В 2020 году Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) был рассмотрен ряд кадровых вопросов, касающихся Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

На 472-м заседании Совета Федерации 22 января 2020 года Юрий Яковлевич Чайка был освобожден от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Президентом была представлена кандидатура Игоря Викторовича Краснова для назначения его на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Обсуждение представленной кандидатуры прошло с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представителей адвокатского сообщества, нотариального сообщества, большого количества средств массовой информации. Игорь Викторович Краснов был назначен на должность Генерального прокурора Российской Федерации единогласно.

Необходимо отметить эффективность взаимодействия как с предыдущим Генеральным прокурором Российской Федерации – Юрием Яковлевичем Чайкой, – так и с действующим Генеральным прокурором Российской Федерации – Игорем Викторовичем Красновым.

В 2020 году Совет Федерации освободил Гулягина Юрия Александровича от должности заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и Коржинека Леонида Геннадьевича от должности заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Также за отчетный период Совет Федерации назначил Разинкина Анатолия Вячеславовича на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Проведенная в 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации масштабная конституционная реформа закрепила на конституционном уровне важнейшие положения, касающиеся системы российской прокуратуры. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»). Реализация законодательных новаций позволит не только усилить борьбу с коррупционными проявлениями, но и укрепить обратную связь органов прокуратуры с населением страны.

Важно отметить, что реформа усилила роль Совета Федерации при решении кадровых вопросов органов прокуратуры. В соответствии с новыми положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Совет Федерации теперь принимает непосредственное участие в процедуре назначения прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с новыми положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации рассматривает представленную для проведения консультаций кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации и информирует Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения не позднее недельного срока со дня получения представления и других материалов, характеризующих представленную кандидатуру.

Представленная Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят заключения по представленной кандидатуре.

Результаты рассмотрения на заседании Совета Федерации представленной Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатуры на должность Генерального прокурора Российской Федерации оформляются постановлением Совета Федерации, которое незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации.

Представления по кандидатурам на должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее – кандидатуры на должности прокуроров), и другие материалы, характеризующие представленные кандидатуры, направляются в Совет Федерации Президентом Российской Федерации.

Представленные Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатуры на должности прокуроров обсуждаются в соответствии с вопросами ведения в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, которые готовят заключения по представленным кандидатурам.

При рассмотрении представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должность прокуроров субъектов Российской Федерации на заседания указанных комитетов Совета Федерации приглашаются сенаторы Российской Федерации – представители соответствующих субъектов Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству информирует Председателя Совета Федерации о принятом решении по результатам рассмотрения комитетами Совета Федерации представленных кандидатур на должности прокуроров.

Председатель Совета Федерации информирует в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах проведения комитетами Совета Федерации консультаций по представленным Президентом Российской Федерации:

кандидатурам на должность заместителей Генерального прокурора Российской Федерации – не позднее недельного срока со дня получения Советом Федерации представлений по кандидатурам;

кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, – не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Советом Федерации представлений по кандидатурам.

Информация о результатах рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должности прокуроров размещается на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству информирует Совет Федерации о результатах рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должности прокуроров на ближайшем заседании Совета Федерации.

В соответствии с новой процедурой в Совете Федерации были проведены консультации по следующим кандидатурам:

Бучмана Александра Ефимовича – на должность прокурора Амурской области;

Воронина Александра Борисовича – на должность Дальневосточного транспортного прокурора;

Гулягина Александра Юрьевича – на должность прокурора Тамбовской области;

Медведева Руслана Федоровича – на должность прокурора Оренбургской области;

Савруна Николая Дионезовича – на должность прокурора Воронежской области;

Сухоносова Ильи Викторовича – на должность Западно-Сибирского транспортного прокурора;

Фирсова Сергея Анатольевича – на должность прокурора Республики Хакасия.

Кроме того, в Конституции Российской Федерации были закреплены положения о заслушивании на заседании Совета Федерации ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.

Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации.

В целях реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» были внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Федеральный закон от 9 ноября 2020 года № 367-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“(далее – Федеральный закон). Федеральным законом были уточнены полномочия прокуратуры Российской Федерации, установлен новый порядок назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и других специализированных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров.

В частности, Федеральным законом были закреплены установленные Конституцией Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации по назначению на должность Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и других специализированных прокуроров после консультаций с Советом Федерации, а также определена процедура проведения таких консультаций.

Предмет деятельности органов прокуратуры был дополнен такими полномочиями, как осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии с полномочиями прокуратуры, выполнение иных функций.

Нормативно закреплено положение о верховенстве Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации в части недопустимости исполнения решений межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом расширен перечень требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

Установлено, что лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе не только в случае наличия у него гражданства иностранного государства, но также и при наличии у него вида на жительство в иностранном государстве, а также в случае прекращения гражданства Российской Федерации.

В декабре 2020 года в Совете Федерации были проведены первые консультации по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должности прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации (подробно описано в Разделе I настоящей Информации).

Также был принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение социальных и материальных гарантий прокурорских работников и членов их семей, в части предоставления права на компенсацию транспортных расходов к месту лечения и обратно и в части уточнения вопросов награждения прокурорских работников государственными наградами Российской Федерации или поощрения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 февраля 2020 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона „О прокуратуре Российской Федерации“ были конкретизированы установленные законодательством требования к уровню образования кандидатов на должности прокуроров, а также определены особенности подготовки кадров для системы прокуратуры.

Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.

За отчетный период от граждан и организаций поступило семьдесят восемь обращений, затрагивающих деятельность прокуратуры Российской Федерации. Пятьдесят девять обращений было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по подведомственности.

Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.

Законодательное регулирование уголовного судопроизводства, статуса прокурора и следователя является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.

Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.

Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанными органами. Главным показателем такого взаимодействия являются своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запросы членов Совета Федерации и комитетов Совета Федерации.

Раздел V. Выводы и предложения.

По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора и следователя.

Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.