Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения И.В. Рукавишниковой обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в 2022 году

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству И.В. Рукавишникова осуществляет полномочия полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Конституционный Суд) с 11 марта 2022 года.

К основным направлениям деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде относится рассмотрение запросов судей Конституционного Суда по вопросам конституционности законов, одобренных Советом Федерации, представительство интересов палаты Федерального Собрания при рассмотрении запроса Совета Федерации в Конституционном Суде и другие.

В 2022 году Конституционным Судом было принято порядка 3,5 тысяч решений (3412). В открытых заседаниях было рассмотрено 5 дел с участием представителя Совета Федерации по следующим вопросам:

неопределенности норм, регулирующих оплату капремонта в многоквартирных домах (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 года № 30-П по делу о проверке конституционности части 51 статьи 170 Жилищного кодекса РФ и статьи 71 Закона Смоленской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова);

об отмене запрета на выплату процентов с излишне взысканных сумм утилизационных сборов (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2022 года № 47-П «По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Трактородеталь Групп»);

о возможности реконструировать жилые дома блокированной застройки за счет средств маткапитала (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2022 года № 56-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ в связи с жалобой гражданки А.А. Дробковой»);

о заключении договора с единственным участником торгов (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2022 года № 57-П по делу о проверке конституционности ряда положений Гражданского кодекса РФ по жалобе АО «Системный оператор Единой энергетической системы»);

о защите прав руководителей и главных бухгалтеров филиалов банков, которые ограничивались в рамках процедуры предбанкротства (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2022 года № 58-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 4 пункта 12 и пункта 121 статьи 18949 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», части 4 статьи 9 Федерального закона от 1 мая 2017 года N 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца третьего подпункта «в» пункта 25 статьи 6 Федерального закона от 23 апреля 2018 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой граждан Н.А. Коноваловой, В.А. Лычевой, Л.В. Магеро и В.И. Питернова»).

По запросам судей Конституционного Суда полномочным представителем Совета Федерации в Конституционном Суде И.В. Рукавишниковой совместно с комитетами Совета Федерации и Правовым управлением Аппарата Совета Федерации подготовлено и направлено 46 отзывов по делам, которые рассматривались Конституционным Судом.

К вопросам, имеющим особое общественное и политическое значение, по которым полномочным представителем Совета Федерации в Конституционном Суде были направлены письменные отзывы, относятся следующие:

о признании жилья непригодным для проживания (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2022 года № 55-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой»);

об ответственности за автовождение в «лекарственном» опьянении (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2022 года № 51-П «По делу о проверке конституционности примечания к статье 128 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа»);

о защите жилищных прав бывших иностранных граждан, проходивших военную службу в российских войсках (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 октября 2022 года № 44-П «По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна»);

о запрете бессрочного расследования уголовных дел (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2022 года № 33-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта «в» части первой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Рудникова»);

о защите трудовых прав преподавателей высших учебных заведений (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2022 года № 32-П «По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова»);

о защите права на судебную защиту программ IT-специалистов (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2022 года № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Мамичева»);

о неопределенности в вопросе исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 года № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой»);

о запрете взыскивать с военнослужащих излишне выплаченные им надбавки (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2022 года № 17-П «По делу о проверке конституционности статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Ерохина») и о защите прав военнослужащих-контрактников (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 января 2022 года № 1-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова»);

о запрете суду первой инстанции, выносившему вердикт, опрашивать присяжных о предполагаемом нарушении тайны их совещания (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2022 года № 35-П «По делу о проверке конституционности частей первой, второй, пункта 1 части третьей статьи 56 и статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина В.И. Борисова»).

В порядке статьи 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционном Суде) в 2022 году принято 20 федеральных законов. Из них 4 федеральных закона направлено на реализацию постановлений Конституционного Суда, вынесенных в 2022 году.

Всего в отчетном периоде вынесено 27 постановлений Конституционного Суда, подлежащих исполнению в порядке статьи 80 Закона о Конституционном Суде. В рамках их реализации Правительством Российской Федерации по состоянию на 17 января 2023 года разработаны и внесены в Государственную Думу 5 законопроектов (находятся на рассмотрении). В отношении остальных даны соответствующие поручения Правительства Российской Федерации.