Выступления и публикации

О роли и участии институтов гражданского общества и предпринимательского сообщества по противодействию коррупции и рейдерству при взаимодействии с органами власти.

Директор ДНК и ОЭБ МТПП //Председатель МАКК при МТПП//М.Р. Юсупов

В настоящее время и государство и все гражданское и предпринимательское общество отчетливо осознают пагубное воздействие коррупционных факторов на экономику, производство и предпринимательскую деятельность.

Совершенно очевидно, что коррупция в стране превратилась в системную проблему и ей нужно противопоставить системный ответ. Сегодня происходит выработка концептуальных подходов в борьбе с этим злом. В рамках Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Снизить масштаб коррупционных проявлений не только возможно, но и жизненно необходимо. Дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства должно быть направлено на образование существенных условий и преград для невозможности осуществления коррупционных проявлений.

Кроме того, необходимо создавать вокруг коррупционеров атмосферу нетерпимости, такую обстановку, когда брать взятки станет не только невыгодно, но и не возможным. Чтобы коренным образом стала меняться психология людей, пришло понимание того, что бороться с коррупцией и другими преступлениями нужно каждому и всему обществу. Необходимо наладить тесное взаимодействие государства и институтов гражданского общества, для формирования у граждан нетерпимого отношения к коррупции.

Полагаю необходимым акцентировать ваше внимание на одном из коррупционных факторов, на проблеме противоправных поглощений и завладения имущественными правами, который на сегодняшний день стоит особенно остро. Представители власти в своих выступлениях занимают непримиримую позицию по этому вопросу.
Д.А. Медведев, высказываясь по этому поводу, назвал процессы рейдерских захватов предприятий «беспределом», подчеркнув при этом, что в рейдерских захватах зачастую участвуют многие представители властных структур[1]. Переход рейдерства от системы силовых захватов к сложным схемам, в которых задействовано множество разнородных факторов, безусловно, уменьшает арсенал средств защиты, которыми располагают предприниматели.

Проблемы

В сложившихся условиях предпринимательскому сообществу трудно организовать адекватную защиту от противоправных поглощений. Этому способствуют следующие факты:

— во‑первых, выступление в ряде случаев самих государственных органов как субъектов рейдерства;

— во‑вторых, упоминавшаяся выше сложная организация субъектов рейдерства. В сочетании с высоким уровнем криминализации рейдерского поведения, связанного с теневой экономикой и ОПГ, возможности предпринимателей по защите своего бизнеса резко уменьшаются

— в‑третьих, отсутствие универсальных средств защиты. Система защиты должна выстраиваться индивидуально с учётом специфики бизнеса, состава активов и порядка распределения уставного капитала. А если вся деятельность предприятия будет направлена на приискание способов защиты и их осуществление, теряется весь экономический смысл развития бизнеса;

— в‑четвёртых, недостаточная проработанность законодательной базы. Изучение практики позволяет сделать вывод о том, что во время совершения захвата собственности осуществляются преступные действия, предусмотренные более чем двадцатью статьями УК РФ. При этом нет не только отдельного закона по противодействию рейдерству, но даже само определение рейдерства в законе до сих пор не обозначено. Вдобавок, законодательство эффективно противодействует только «чёрному» рейдерству, в то время как в последние годы подавляющее большинство захватов проводится по «серым» и «белым» схемам, с использованием корпоративного шантажа т.е с использованием прав предоставленным законодательством миноритарным акционерам предприятий. Всё это, безусловно, ограничивает возможности предпринимателя в сфере судебной защиты от неправомерного захвата его собственности.

Способы организации взаимодействия предпринимателей по противодействию рейдерству:

Можно назвать несколько уровней организации предпринимателей по противодействию рейдерству.

— Во первых самостоятельная защита отдельных юридических лиц и ИП. Самый распространённый на данный момент способ защиты. Однако, данный способ приходится признать малоэффективным даже для крупных предпринимателей.

— Во вторых — объединения субъектов предпринимательской деятельности. Гораздо более эффективный способ защиты собственности. Подобное объединение пыталась воплотить, например, общественная организация «Деловая Россия» в рамках центра по защите бизнеса. Главным недостатком подобных организаций является на мой субъективный взгляд, низкий потенциал противодействия административному давлению.

— В третьих — объединения предпринимателей в постоянном взаимодействии с государственными и муниципальными органами. Постоянное взаимодействие предпринимателей с органами власти позволяет последним осуществлять более качественный и полный мониторинг ситуации и, в случае необходимости, принимать адекватные меры по защите бизнеса. В данном случае Департаментом региональной безопасности города Москвы подержана деятельность Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП, что является примером наиболее эффективного способа противодействия коррупции и рейдерским захватам.

Способы решения проблем и выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль предпринимательского сообщества в противодействии рейдерским захватам на данный момент очень невелика. Эффективно защищать бизнес от незаконных поглощений можно только при активном участии органов власти. Вместе с тем, должны быть созданы механизмы, позволяющие предпринимательскому сообществу защищаться именно при поддержке исполнительных органов власти.

Необходимо на законодательном уровне правовое определение рейдерства как отдельного вида преступления и нецивилизованного передела собственности и закрепление механизмов правового противодействия ему.

Необходимо развитие и законодательное закрепление инструментов цивилизованного передела собственности, снижение конфликтоемкости корпоративных отношений.

Необходима проработка и нормативное закрепление ключевых инструментов защиты прав собственности. Инструменты защиты прав собственности должны быть прозрачными и понятными собственникам.

Как уже в начале говорил необходимо выделение рейдерства в отдельный состав преступления.

Помимо изменения нормативной базы, необходимо мобилизовать правоохранительные органы на борьбу с неправомерными захватами собственности, а также поощрять и поддерживать самостоятельные действия предпринимателей по противодействию рейдерству.

В заключение можно сказать, что одним из институтов гражданского общества, на базе которого можно объединить усилия предпринимательских кругов и государства является система торгово-промышленных палат в Российской Федерации.

Во – первых, система ТПП распространена на территории практически всех субъектов России и способна решать межрегиональные задачи. В России на сегодняшний день 178 региональных ТПП.

Во – вторых, ТПП регионов тесно взаимодействуют с органами власти и правоохранительными органами, в том числе и по вопросам защите интересов предпринимателей членов палат.

В – третьих, торгово-промышленные палаты – один из самых активных участников, такого нового для российского правопорядка процесса, как независимая антикоррупционная экспертиза, где у ТПП накоплен значительный интеллектуальный и организационный потенциал. А именно антикоррупционная экспертиза нормативных актов и проектов нормативных актов и работа по отмене выявленных коррупциогенных факторов является зачастую одним из основных способов снизить возможности для рейдерства. Так как рейдерство в самой основе возможно только при коррупционных проявлениях со стороны власти и на базе совместных коррупционных действий местных органов и рейдеров.

В — четвертых, торгово-промышленные палаты являются независимыми от исполнительной власти структурами, существующими на взносы своих членов. Доверие со стороны предпринимателей – это основа для существования самих палат, поэтому ТПП может быть хорошей платформой для противодействия рейдерским захватам, разобраться и эффективно противодействовать которым, не имея доверия со стороны предпринимателя, зачастую невозможно.

В заключение можно добавить, что в Московской ТПП для защиты интересов предпринимателей города также и членов палаты, в том числе от рейдерских захватов и недружественных поглощений, создана общественная, экспертная и консультативная структура — Московский антикоррупционный комитет, деятельность которого поддержана отдельным распоряжением Правительства Москвы за № 295 от 2009 года. Среди 10 направлений работы комитета — одной из основных задач комитета является оказание профессиональной помощи по вопросам безопасности бизнеса и защиты от произвола, рейдерства и коррупции со стороны правоохранительных и контролирующих структур, и осуществляется при поддержке Департамента региональной безопасности города Москвы, Мосгордумы и Прокуратуры Москвы. Соглашения о взаимодействии комитетом подписаны со всеми контрольно- надзорными органами Москвы, за исключением ГУ МВД по Москве. В работе Общественных Советов данных государственных структур активно участвуют эксперты Московского антикоррупционного комитета, за исключением ГУ МВД по Москве.

Кроме того, создание при Штабе по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Экспертно-аналитической группы по противодействию коррупционным проявлениям и рейдерству, а также участие в ее работе представителей общественности, органов исполнительной власти города Москвы, федеральных органов исполнительной власти по городу Москве и правоохранительных органов придаст работе данного органа оперативность и эффективность при рассмотрении конкретных вопросов в сфере противодействия коррупции и рейдерству, защите законных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Спасибо за внимание!