Выступления и публикации

Заслон коррупции на дальних подступах

О том, что коррупция — антигосудар­ственное зло, сегодня знают и школь­ники. Поэтому в борьбе с нею все ме­тоды доступны. Разумеется, методы законные. Но важно не только схва­тить коррупционера за руку. Надо соз­давать такие условия, при которых рука не смогла бы действовать в пре­ступном направлении. И здесь у пар­ламента очень важная роль. Именно он строит на правовом поле тот «ча­стокол» законов, который становится барьером на пути коррупции.Однако, как всякое строительство, правовое тоже должно начинаться с закладки краеугольных «камней». Одним из таковых является закон о правилах принятия нормативных ак­тов. Когда его нет, вольготно живется всякого рода лоббистам. Прежде всегокоррупционным. Ведь в праве важна не только суть закона, но и процедура принятия. Строгое ее соблюдение де­лает акт легитимным, а сам процесс — демократичным . Это хорошо поняли в некоторых ре­гиональных парламентах. Например, Липецкий областной Совет депутатов еще пятнадцать лет назад принял за­кон «О нормативных правовых актах Липецкой области». Прошедшие годы показали, что когда есть четкие рамки для законного «входа», протиснуться со стороны ради узконаправленных интересов становится нереально. К сожалению, на федеральном уровне такого закона до сих пор нет. А значит, нет процедурной возможности эффективней бороться с коррупцией. Приходится отвлекать профессиона-лов на проведение так называемых ан­тикоррупционных экспертиз, тратить дополнительные средства.Но дело не только в этом. Бесконеч­ные изменения только что принятых законов — тоже одно из следствий. По­скольку процедура принятия не регла­ментирована, у ловких людей есть воз­можность под благовидным предло­гом протолкнуть нужную той или иной небольшой группе поправку в закон. А использовав правовой рычаг в своих, не всегда бескорыстных интересах, вскоре ненужную поправку отменить. И никаких следов кратковременного действия протиснутого сквозь брешь в правовом «заборе» акта не остается. Кроме, может быть, нового особняка в Лондоне, разбухшего счета в офшо­ре или очередной яхты, затмевающей своим величием корабли саудовских шейхов. Способен снизить, на мой взгляд, коррупционную опасность и отсут­ствующий до сих пор в России закон о Федеральном Собрании. Закон о выборах Президента страны есть. За­кон о Правительстве тоже. И только о парламенте — почему‑то считается ненужным. Отсюда возникает целый ряд определенных несостыковок. По Конституции все ветви власти незави­симы друг от друга. Однако ни одна из палат высшего законодательного орга­на страны — Федерального Собрания — не имеет, например, своих собствен­ных зданий. До сих пор они являют­ся «нанимателями» государственного имущества, находящегося в ведении исполнительной власти.Однако закон о Федеральном Со­брании нужен не только для реализа­ции имущественной самостоятельно­сти. Он гораздо важнее для более со­гласованной работы двух равных по статусу палат. Разногласия, которые порой возникают между профильны­ми органами Совета Федерации и Госу­дарственной Думы, как раз рождаются из‑за отсутствия закона. Приведу два примера. Госдума предыдущего созыва приняла закон «О создании Бийского городского суда». Тогда как в соответ­ствии с действующим законом «О су­дебной системе в Российской Федера­ции» создание городских судов было не предусмотрено. Совет Федерации закон о Бийском суде что называется «проштамповал». Таким образом, соз­далась довольно неприятная правовая коллизия. Ведь в случае противоречия одобренного закона конституционно­му принятый акт не может применять­ся. Лишь благодаря вмешательству тогдашнего руководителя Админи­страции Президента Сергея Нарышки­на — ныне Председателя Госдумы, уда­лось избежать правового конфликта.Второй пример несколько слож­нее. По Конституции России все при­нятые законы Госдума в течение пяти дней направляет в Совет Федерации «на рассмотрение». Подчеркиваю, «все законы — на рассмотрение», что впрямую усматривается из статьи 105 Конституции. Казалось бы, ни у ко­го не должно быть сомнений, что обепалаты обязаны дать свою оценку но­вому акту. Однако следующая статья — 106-я, в которой записано, что опреде­ленные законы подлежат обязательно­му рассмотрению в Совете Федерации (о бюджете, налогах и т. п.), позволяет трактовать разночтение как возмож­ность пропускать некоторые законы сразу на подписание Президенту. Объ­ясняется это еще и тем, что Совету Фе­дерации на рассмотрение отводится 14-дневный срок.Но Конституционный суд, толкуя применение 106-й статьи, допустил возможность на первом заседании в течение 14-дневного срока принять поступивший закон к рассмотрению, а голосовать за него в следующие две недели.Этот пример я привел с одной це­лью: если бы был закон о Федераль­ном Собрании, споров о том, надо ли рассматривать все поступающие за­коны, или только некоторые из них, не возникали бы. Заодно исчезла бы почва для спекуляций на тему: зачем нужен Совет Федерации, если он не решает судьбу какой‑то части законов федеративного государства. Одновре­менно вошло бы в правовые рамки со­трудничество профильных комитетов обеих палат, которое сейчас нередко строится только на основе личных вза­имоотношений.Скажу больше. Недавно подведены итоги широкого обсуждения законо­проекта о формировании Совета Фе­дерации, инициатором которого вы­ступила Председатель палаты Вален­тина Матвиенко. Почти 80 процентов граждан высказались за то, чтобы по­рядок взаимодействия всех участни­ков законотворческого процесса полу­чил законодательное регулирование. То есть, необходим закон, в котором были бы четко прописаны права и обязанности участников законотвор­чества, правила подготовки и прохож­дения правовых актов. Это ли не глас народа, в том числе в поддержку зако­на о Федеральном Собрании? Говоря о правовых актах, которые необходимы как заслон коррупции на дальних подступах, не могу не сказать еще об одном законопроекте, находя­щемся сейчас в Госдуме. Речь о про­тиводействии возможному давлению на члена Совета Федерации, депутата Госдумы, а также депутата региональ­ного парламента путем шантажа, при­нуждения, подкупа, обмана, угроз при исполнении ими своей законотворче­ской деятельности. Для этого предла­гается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей, отражающей данные реалии. Такой подход по уголовно-правовой защите деятельности конкретных носителей государственной власти уже частично существует. Так, например, предусмо­трена уголовная ответственность за «воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предва­рительного расследования». Соответ­ствующей статьей Уголовного кодекса защищается деятельность судьи, про­курора, следователя и дознавателя.Однако предлагаемая мера ни в ко­ем случае не распространяется на по­ручения членам Совета Федерации от тех органов власти, какими они на­правлены в палату регионов, на указа­ния руководящих органов политиче­ских партий, вошедших в Госдуму и в региональный парламент, а также их фракций депутатам — партийцам. Законопроект, о котором шла речь выше, находится в Госдуме и пока не­известно, когда он приблизится к жиз­ни. Например, антикоррупционный закон о порядке принятия федераль­ных конституционных и федеральных законов лежит там уже более десяти лет, и его, видимо, надо заново пере­печатывать, ибо бумага от времени становится ветхой. Если на него не об­ратят внимание, то этот законопроект имеет все шансы побить рекорд дли­тельности рассмотрения. До прошлого года «чемпионом залежалости» был проект закона «О судах общей юрис­дикции», который пробивался к свету двенадцать лет.В этой связи мне хочется снова об­ратиться к результатам широкого об­суждения в обществе проекта закона оформировании Совета Федерации. 67 процентов участников высказались зато, чтобы законодательные инициати­вы Совета Федерации получили правоприоритетного рассмотрения в Госду­ме. Такое же, какое имеют сейчас зако­нодательные инициативы Президента России и Правительства