Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса в ходе совместного собрания Совета Федерации и Государственной Думы с участием руководителей законодательных органов власти субъектов Федерации, представителей религиозных конфессий и общественных организаций России.

В основе терроризма лежит идеология насилия и пренебрежение человеческими ценностями, которые признаны и гарантированы всем международным сообществом.

Право на жизнь, являясь источником других основных прав, закрепляется Конституцией Российской Федерации как высшая ценность. Нарушение данного права создает угрозу основам государственности, что требует принятие адекватных мер, направленных на защиту Конституции.

В Российской Федерации гражданин и государство связаны взаимными правами и обязанностями. Государство, гарантируя права и обеспечивая их защиту, вправе устанавливать ответственность за деяния, умышленно совершенные в ущерб основным ценностям конституционного строя. В их иерархии, безусловно, право на жизнь превалирует над остальными.

Права человека принадлежат и гарантируются вне зависимости от места нахождения в стране проживания гражданина или за её пределами. Высшая ценность прав человека определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти, предопределяет обязанность государства по их защите. Такая обязанность закреплена в восьми статьях Конституции России (2, 18, 45, 46, 71, 72, 79, 80). Учитывая столь высокий уровень гарантированности Конституцией прав человека, её

потенциал далеко не исчерпан. Безусловному соблюдению органами публичной власти конституционных прав будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательства прежде всего процессуального.

Россия как светское государство характеризуется тем, что органы публичной власти не вмешиваются в определение гражданином основанного на принципе гуманизма отношения к религии и религиозной принадлежности. Ценность человеческой жизни определяет основное содержание данного принципа.

Ограничение возможности оценки государством основанную на законе деятельность религиозных организаций является прогрессивным шагом в реализации конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания в многоконфессиональной России. На это направлен президентский закон, который исключает возможность признания текстов священных писаний экстремистским материалом, одобренный на этой неделе Советом Федерации.

При освещении современных вызовов зачастую во главу угла ставятся религиозная идеология, национальная принадлежность. Для России с асимметричным характером федерализма тиражирование такого подхода создаёт риски проявления этноцентризма. Преступления террористической направленности никоем образом не связаны с национальной принадлежностью. Поэтому меры по защите прав граждан любого государства должны иметь равнозначный характер, а потерпевшие от терроризма – одинаковые права на реабилитацию.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права[1] (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Право каждого человека на жизнь закреплено во многих международных договорах. Особо следует отметить положения двух региональных: Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Каирской декларации о защите прав человека в исламе[2]. Последняя провозглашает, что сохранение человеческой жизни в течение времени, отпущенного Господом, является обязанностью, предписанной шариатом (статья 2).

Европейская конвенция, гарантируя охрану права каждого лица на жизнь законом, закрепляет основания для ограничения данного права[3]. В отличие от неё Конституция Российской Федерации не допускает возможность ограничения, умаления или отмены права на жизнь (ч. 2 ст. 55, ч. 3 ст. 56). Это свидетельствует о более высоком уровне гарантий, закреплённых Конституцией.

Конституционный Суд в одном из недавних решений ориентировал федерального законодателя на соблюдение прежде всего норм Конституции России. При коллизии конституционных и конвенционных норм допускаются в исключительных случаях отступления от выполнения возложенных обязательств. Федеральный законодатель был управомочен выработать специальный правовой механизм разрешения данного вопроса.

В целях реализации названного решения нами подготовлен и внесён законопроект, который расширяет полномочия Конституционного Суда. К его компетенции предлагается отнести разрешение вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав человека. При этом Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, выполнение международных обязательств. Целью принятия законопроекта является обеспечение полной и эффективной защиты прав человека на национальном уровне.

Суверенитет государства является конституционной ценностью, которая, как и другие, подлежит охране. Конституционный Суд неоднократно в своих решениях указывал на возможность принятия мер по охране суверенитета нашей страны Президентом Российской Федерации, что обусловлено его статусом как гаранта Конституции[4].

Многие воспринимают само понятие суверенитета достаточно абстрактно. В то же время в силу тех положений Конституции, согласно которым носителем суверенитета является народ, необходимо понимать, что нарушение суверенитета государства в конечном счёте приводит к нарушению прав его граждан. Суверенитет не является некоей абстрактной категорией, не является некоей привилегией. Только государство, обладающее реальной независимостью, может обеспечить защиту прав своих граждан. Деятельность международных судебных учреждений ограничена в средствах защиты нарушенных прав, поскольку основана на принципе субсидиарности. То есть она является дополнительной системой защиты прав человека по отношению к национальной. В частности, Европейский суд по правам человека в этой связи ограничен в толковании и применении национального права, выборе средств реализации своих решений.

Способность государства обеспечить защиту прав своих граждан позволяет говорить о реальных, а не декларативных гарантиях их реализации, действительной ценности человеческой жизни. Право на жизнь является единственным субъективным правом, нарушение которого не может быть возмещено. Высокий уровень гарантий защиты и охраны права на жизнь, закреплённый Конституцией России, предопределяет дальнейшие направления правового развития, в том числе по установлению правовых механизмов, способствующих обеспечению общественной безопасности и предотвращению негативных последствий преступлений для охраняемых законом прав граждан.

 



[1] Статья 3 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого лица на жизнь, которое охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

[2] Декларация государств-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), принятая в Каире в 1990 году.

[3] Согласно п. 2 ст. 1 Европейской Конвенции лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

[4] Постановление от 06.07.1999 № 10-П, от 11.07.2000 № 12-П и от 24.12.2012 № 32-П, Определение от 01.10.2009 N 1053-О-О.