1. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающий обеспечение нормативно-правового регулирования единой учетно-регистрационной процедуры, исключающей необходимость подачи гражданам отдельных заявлений о кадастровом учете объекта недвижимого имущества и последующей регистрации прав на такой объект.
Между тем, как показывает практика применения Федерального закона, его положения нуждаются в доработке.
Учитывая, что практика применения Федерального закона показывает, что его отдельные положения нуждаются в доработке, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета остается главной задачей.-
В частности полагаем, что приоритетным направлением планируемых изменений Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является повышение доступности оказания услуг в сфере государственной регистрации и кадастрового учета для граждан-заявителей, в том числе в сети Интернет.
При подготовке таких изменений следует обратить внимание на необходимость
1) регулирования вопросов, связанных с организацией выездного приема документов для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета для льготных категорий граждан;
2) уточнения порядка взаимодействия органа регистрации прав с многофункциональными центрами оказания государственных и муниципальных услуг по передаче в Росреестр документов, представленных заявителями;
3) придания официального статуса сервису «Личный кабинет» для правообладателей объектов недвижимости;
4) предоставления заявителям дополнительных прав в части установления возможности направления в Росреестр документов, которые должны быть направлены для осуществления государственной регистрации и (или) кадастрового учета органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Изменения должны коснуться и повышения качества работы кадастровых инженеров и сокращения количества принимаемых решений о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Для этого следует предусмотреть:
1) обязательность проведения проверки документов, подготовленных кадастровыми инженерами с использованием сервиса «Личный кабинет» кадастрового инженера;
2) необходимость установления бесплатного использования данного сервиса с взиманием платы только за хранение документов в личном кабинете;
3) наделение кадастрового инженера возможностью в отдельных случаях обращаться с заявлением о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет (например, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
2. Следует учитывать, что муниципальные образования субъектов Российской Федерации значительную часть поступлений в свои бюджеты получают от поступлений имущественных налогов.
Соответственно, субъекты Российской Федерации заинтересованы в наполнении Единого государственного реестра недвижимости, данные которого являются основой для исчисления имущественных налогов, качественными и полными данными об объектах недвижимости, расположенных в таких муниципальных образованиях.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов имеет ряд негативных последствий для развития территорий и привлечения инвестиций в недвижимость.
Наполнить Реестр качественными данными о границах земельных
участков поможет проведение комплексных кадастровых работ, осуществление
которых начинается
в 2017 году.
3. Мы знаем о подготовке Минэкономразвития России проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» в части совершенствования правового регулирования проведения комплексных кадастровых работ, направленного на приведение Федерального закона «О кадастровой деятельности» в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время согласно Закону «О кадастровой деятельности» необходимым условием для выполнения комплексных кадастровых работ является наличие утвержденного проекта межевания территории.
Однако с 1 июля 2017 года вступают в силу положения
Федерального закона
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации,
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке
территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации» (№ 373-ФЗ), согласно которому на концептуальной основе изменено
правовое регулирование в части видов и порядка подготовки документации по планировке территории, в том числе проектов межевания территории.
В этой связи с целью обеспечения возможности проведения
комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания
территории, в том числе в случаях, когда такой проект не должен разрабатываться
или утверждаться, предлагается внесение изменений в Закон «О кадастровой
деятельности» и Закон
«О государственной регистрации недвижимости».
Одновременно законопроектом предлагается уточнить порядок проведения комплексных кадастровых работ в отношении лесных участков. В частности, учитывая полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере лесных отношений, а также право федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, предлагается установить запрет на выполнение комплексных кадастровых работ за счет средств местных бюджетов в отношении кадастровых кварталов, где расположены только лесные участки.
4. Совет Федерации принимал активное участие в согласовании проекта Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)», которая в последующем была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 10 октября 2013 года.
Федеральной целевой программой предусмотрено проведение комплексных кадастровых работ с соответствующим финансированием на 2017–2020 годы.
При этом Правилами определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на финансовое обеспечение проведения комплексных кадастровых работ, предоставления и распределения между субъектами Российской Федерации субсидий на указанные цели предусмотрены критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии.
Мы готовы к сотрудничеству и надеемся на помощь Росреестра субъектам Российской Федерации в проведении комплексных кадастровых работ.