Сенатор выступил на VIII Международном конгрессе сравнительного правоведения «Сравнительное правоведение в поисках конституционного идеала».
Председатель
Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
выступил на VIII
Международном конгрессе сравнительного правоведения «Сравнительное правоведение
в поисках конституционного идеала» на тему «Конституционная идентичность как
выражение специфики национального правопорядка».
Сенатор огласил приветствие Председателя СФ Валентины Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
участникам мероприятия.
«25-летний юбилей Конституции даёт повод к промежуточному осмыслению достижений конституционно-правового развития нашего государства. Значение данного акта, как с точки зрения исторического становления, так и современного развития Российской Федерации, сложно переоценить», — указал парламентарий.
Андрей Клишас подчеркнул, что конституционные положения, обладающие учредительным характером, закрепляют базовые политико-правовые принципы, определяющие специфику внутреннего правопорядка, и являются отправной точкой при принятии законодательства. Наряду с этим они задают параметры национальной конституционной идентичности, и определяют границы изменчивости российской правовой системы при взаимодействии с органами международных организаций.
«Конституционная идентичность как совокупность базовых элементов, определяющих принципиальную специфику национального правопорядка, изменение или отказ от которых способно деформировать основы конституционного устройства, в последнее время стала использоваться в качестве концептуального понятия в практике национальных органов конституционной юстиции по всему миру. В основном, при разрешении споров, касающихся определения возможных пределов изменения внутреннего правопорядка при взаимодействии государств с наднациональными институтами международных объединений».
Андрей Клишас пояснил, что данное концептуальное понятие
было использовано и Конституционным Судом РФ, который отнёс к базовым элементам
российской конституционной идентичности внутригосударственные нормы о фундаментальных правах, а также гарантирующие эти права нормы об основах
конституционного строя.
Конституционную идентичность государства не в последнюю очередь формирует также национальное законодательство
«На наш взгляд, конституционную идентичность государства не в последнюю очередь формирует также национальное законодательство, принимаемое в соответствии с конституционными положениями о правах человека, а также система внутригосударственных институтов их защиты. В целях реализации конституционных положений, закрепляющих принцип правового государства, верховенства прав и свобод человека, их неотчуждаемости, непосредственного действия, гарантированности, российским законодателем была проделана большая работа по формированию системы гарантий реализации прав человека, а также институтов их защиты, как государственных, так и общественных», — подчеркнул он.
«В данном контексте необходимо отметить недавно принятые законы, касающиеся создания апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, направленные на максимальное обеспечение их независимости и самостоятельности при рассмотрении дел в рамках проверочных производств, а также закон о реформе процессуального законодательства, которым был внесен ряд новелл, призванных унифицировать положения, регулирующие порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах и тем самым обеспечить формирование единых подходов к разрешению аналогичных правовых споров», — сказал сенатор.
Андрей Клишас указал, что законодательное совершенствование системы правозащитных институтов продолжается. Так, членами СФ по итогам совместной работы с Уполномоченным по правам человека в РФ был разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», а также 4 проекта федеральных законов, необходимые для реализации его положений. В данный законопроект включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в регионах.
Таким образом, законодателем ведётся непрерывная работа по созданию дополнительных как институциональных, так и процессуальных гарантий защиты прав человека.
Сенатор также отметил, что совершенствовании национального правопорядка невозможно в отрыве от национальных культурных, политико-правовых, а порой и религиозных традиций, политико-территориального устройства государства. «Именно на внутригосударственные институты ложится основная нагрузка по защите прав человека и именно национальные органы способны предоставить наиболее легитимные и действенные механизмы защиты прав, основанные на понимании особенностей национальных культурных и правовых традиций».
Безусловно, правозащитные органы международных организаций играют значимую роль, утверждая универсальные стандарты защиты прав человека. Вместе с тем они являются дополнительными, субсидиарными институтами, заключил Андрей Клишас.