Другие мероприятия

«Информационная прозрачность как основа эффективности функционирования органов государственной власти»

Рекомендации

В рамках семинара-совещания рассмотрены вопросы повышения эффективности функционирования органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в процессе цифровизации государственного управления.

Актуальность обсуждения данной темы обусловлена необходимостью достижения целей и задач развития Российской Федерации, отраженных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 и паспорте Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Участниками семинара-совещания отмечено, что информационные и коммуникационные технологии являются не только частью повседневной жизни граждан Российской Федерации, но и интегрированы в современные управленческие системы, в том числе в области обеспечения правопорядка.

I. Одним из эффективных инструментов повышения прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов государственной власти является федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок», оператором которой является Генеральной прокуратурой Российской Федерацией (далее – ФГИС ЕРП). Система введена в эксплуатацию в 2015 году в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов и призвана обеспечить централизованный доступ к информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и их результатах в электронной форме, а также документов в электронной форме, на основании которых такие проверки проводятся или проведены, и документов, подтверждающие их результаты.

По сведениям Генеральной прокуратуры, в системе работают 2 669 прокуроров, 84 723 специалиста (4 855 контролирующих органов) и 80 уполномоченных по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем участниками семинара-совещания указано на наличие проблем в функционировании ФГИС ЕРП. Несмотря на достаточно продолжительный период эксплуатации, контрольно-надзорными органами, работающими в системе, до сих пор отмечаются технические проблемы при внесении информации во ФГИС ЕРП, в том числе при автоматическом переносе информации из подключаемых информационных систем. Экспертами отмечается, что зачастую при внесении информации во ФГИС ЕРП не соблюдаются требования к формату и структуре сведений, которые должны публиковаться системе, а также к срокам их публикации.

Так, по информации Института проблем правоприменения при Европейском университете в г. Санкт-Петербурге, в настоящее время заполняемость Единого реестра проверок не превышает 88% от их фактического числа. При этом, к примеру, по состоянию на 9 сентября 2019 года реестр практически не содержал сведений о проверках, запланированных осенью 2019 г. (при том, что план проверок был утвержден год назад, в конце 2018 г.).

Таким образом Единый реестр проверок заполняется со значительным временным отставанием, что не позволяет своевременно информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о запланированных проверках, оперативно осуществлять прокурорский надзор за соблюдением требований при проведении проверок органами государственной власти и в целом дискредитирует идею о функционировании такой системы.

II. В рамках исполнения функции по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора Генеральной прокуратурой Российской Федерации ведется внедрение и развитие государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – ГАС ПС), целью создания которой является построение полноценной, принципиально новой, основанной на современных технологиях системы единого государственного учета данных о преступности, отвечающей приоритетным задачам социально-экономического развития страны.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в настоящее время ведется опытная эксплуатация системы. К настоящему моменту в ГАС ПС уже обработано 19,7 млн. статистических карточек и поставлено на учет почти 2,5 млн. уголовных дел. В едином хранилище данных ГАС ПС содержатся сведения о 24,1 млн. сообщений о преступлениях и иных происшествиях, поступивших в правоохранительные органы. С января 2019 года органы прокуратуры и судебные органы перешли на электронное информационное взаимодействие с использованием сервисов интеграции ГАС ПС и Государственной автоматизированной системой «Правосудие».

Использование ГАС ПС на постоянной основе должно изменить существующие устаревшие способы обработки статистической информации посредством введения унифицированных форматов сбора данных, обеспечить интеграцию информационных ресурсов, используемых в сфере борьбы с преступностью.

Вместе с тем отмечается необходимость дальнейшего совершенствования ГАС ПС, которая в будущем может стать основой для сквозного прозрачного взаимодействия правоохранительных органов, органов прокуратуры и судебных органов Российской Федерации. В связи с этим участниками семинара-совещания были поддержаны усилия Генеральной прокуратуры Российской Федерации по созданию на базе ГАС ПС единого средства учета сведений о состоянии преступности для всех государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

III. Важным направлением для обсуждения в рамках семинара-совещания стали вопросы создания единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи (далее – Портал).

Участниками семинара-совещания отмечена деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по подготовке технического задания на разработку Портала, а также указано на позитивную роль Совета Федерации в сборе и обобщении предложений субъектов Российской Федерации по наполнению региональных сегментов Портала.

В рамках обсуждения экспертами высказана идея о необходимости скорейшей разработки методики оценки качества оказания бесплатной юридической помощи с целью реализации системы автоматизированной оценки качества на базе Портала. При этом отмечено, что разработка указанной методики должна осуществляться при участии представителей адвокатского сообщества, государственных юридических бюро и органов государственной власти, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Кроме того, участниками семинара-совещания предложено в рамках Портала предусмотреть возможность создания информационного раздела, посвященного вопросам медиации споров.

В связи с обозначенными в ходе семинара-совещания проблемами и предложениями участники круглого стола считают необходимым принять следующие рекомендации.

1. Правительству Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации:

1.1 Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки нормативного правового акта, предусматривающего закрепление государственной автоматизированной системы правовой статистики как единого средства учета сведений о состоянии преступности для всех государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство;

1.2. Рассмотреть вопрос о необходимости создания единой базы данных об административных правонарушениях.

2. Комитету Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

2.1. Провести мониторинг инициатив субъектов Российской Федерации по повышению прозрачности и эффективности функционирования органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в процессе цифровой трансформации государственного управления с целью обобщения и популяризации лучших региональных практик.

2.2. Изучить целесообразность внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность подачи заявлений о преступлениях в правоохранительные органы в электронном виде.

3. Министерству юстиции Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть вопрос о необходимости разработки методики оценки качества оказания бесплатной юридической помощи, в том числе с целью создания системы интерактивного взаимодействия с пользователями единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи.

3.2. Рассмотреть вопрос о создании в рамках единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи информационного раздела, посвященного вопросам досудебного разрешения споров, в том числе в рамках процедуры медиации.

3.3. При разработке единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи учесть предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по структуре и содержательному наполнению региональных сегментов портала (Приложение).

4. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим контрольно-надзорные функции:

Исключить практику несвоевременного или неполного внесения сведений в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» и обеспечить неукоснительное исполнение требований Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 апреля 2015 года № 415.

Приложение: предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по структуре и наполнению региональных сегментов единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи на 51 л в 1 экз. (направляется в адрес Министерства юстиции Российской Федерации).