Другие мероприятия

«Цифровой рубль и цифровые финансовые активы как объекты гражданского права»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлева и в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года была проведена научно-практическая конференция на тему «Цифровой рубль и цифровые финансовые активы как объекты гражданского права».

Мероприятие было проведено на площадке Центрального Банка Российской Федерации. В работе приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Банка России, а также научного и экспертного сообществ.

Участниками мероприятия были обсуждены основные свойства, правовая и экономическая природа цифрового рубля, его основные характеристики и преимущества использования, а также понятие, актуальное состояние и перспективы использования цифровых финансовых активов.

1. В частности, было отмечено, что цифровой рубль является объектом гражданских прав и с экономической точки зрения представляет собой дополнение к наличным и безналичным деньгам.

С 1 августа 2023 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 24 июля 2023 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

19 декабря 2023 года Президентом Российской Федерации также был подписан Федеральный закон от 19 декабря 2023 года № 610-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий интеграцию цифрового рубля в систему налогового регулирования и контроля, который вступит в силу с 1 января 2025 года.

В соответствии с законодательными новеллами о цифровом рубле все операции с ним осуществляются на платформе, оператором которой выступает Банк России. Центральный Банк организует и обеспечивает бесперебойность ее функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля. Его взаимодействие на платформе с пользователями (физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) осуществляется через банки, которые выступают в качестве финансовых посредников. Они предоставляют доступ к платформе цифрового рубля, осуществляют прием к исполнению распоряжений пользователя и направляют их в Банк России, предоставляют по запросу пользователя сведения об остатке цифровых рублей на счете цифрового рубля, осуществляют прием запросов и претензий пользователя, а также другие функции.

Цифровой рубль представляет собой ещё один инструмент для платежей и переводов, при этом законодательством установлены определенные особенности его использования. В частности, не допускается иметь больше одного счета цифрового рубля, вносить цифровые рубли во вклады (депозиты). Также не допускается начисление процентов на остаток цифровых рублей, учитываемых на счетах цифрового рубля. Помимо этого запрещается кредитование счетов цифрового рубля, исключается открытие совместного счета цифрового рубля, договора счета цифрового рубля в драгоценных металлах.

Расчеты цифровыми рублями осуществляются путем перевода цифровых рублей исключительно Банком России и только в рамках платформы цифрового рубля.

В настоящее время в рамках пилотного проекта осуществляются следующие операции:

— открытие цифровых счетов и их пополнение с банковского счета;

— переводы цифровых рублей между цифровыми счетами граждан;

— оплата товаров и услуг по QR-коду, возврат цифровых рублей при возврате товаров и услуг;

— перечисление суммы цифровых рублей на свой банковский счет гражданами и юридическими лицами.

Банк России не может использовать цифровые рубли, учитываемые на счетах цифрового рубля пользователей. Взыскание на цифровые рубли, принадлежащие должнику, обращается только в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлов, находящихся на счетах и во вкладах в банках или иных кредитных организациях. Постановление о наложении ареста на цифровые рубли, учитываемые на счете цифрового рубля должника, судебный пристав-исполнитель направляет непосредственно в Банк России.

В августе 2023 года Банк России начал пилотный проект по проведению операций с реальными цифровыми рублями с привлечением узкого круга клиентов 13 банков (в настоящее время – 12). К пилотному проекту планируют подключиться еще 19 банков. В качестве следующих шагов Банк России также определяет развитие функционала платформы (внедрение динамических QR-коды, осуществление платежей между юридическими лицами, развитие функционала смарт-контрактов). Массовый запуск цифрового рубля планируется после 2025 года.

Цифровой рубль обладает рядом преимуществ, к которым могут быть отнесены в том числе возможность доступа к цифровому кошельку через любой банк, а также обеспечение бесплатного использования для граждан и минимальных комиссий для компаний.

Внедрение цифрового рубля будет способствовать повышению конкуренции на финансовом рынке, развитию расчетов в национальных валютах, а также созданию инновационных продуктов и сервисов на базе смарт-контрактов.

Цифровой рубль имеет важное значение для цифровизации экономики, обеспечения платежного суверенитета и возможности использования нового механизма для трансграничных операций.

2. Участниками также было отмечено, что цифровые финансовые активы (далее также – ЦФА) – это признаваемые российским законодательством записи (токены) в системе блокчейн, которые предполагают наличие у обладателей ЦФА определенных законом имущественных прав.

Регулирование в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 259-ФЗ). В соответствии с ним к ЦФА отнесены 4 вида цифровых прав: денежные требования к эмитенту, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права по эмиссионным ценным бумагам, а также требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагает также возможность выпуска особого вида цифровых прав – утилитарных цифровых прав (далее также – УЦП).

В соответствии с данным законом ЦФА не является единицей расчета, а представляет собой исключительно инвестиционный актив. В его основе могут лежать различные иные обеспеченные активы, например, металлы, драгоценные камни, нефть, стоимость недвижимости, акции или финансовые обязательства корпораций.

ЦФА функционируют не на бирже, а в информационной системе на основе блокчейна. Выпускать ЦФА могут российские юридические лица, соответствующие требованиям, предъявляемым к оператору информационной системы и включенные Банком России в реестр таких операторов. Надзор за деятельностью оператора информационной системы осуществляет Банк России.

Заключение сделок с цифровыми финансовыми активами обеспечивают операторы обмена цифровых финансовых активов. Ими могут быть российские коммерческие и некоммерческие организации, включенные в соответствующий реестр Банка России.

К настоящему моменту в России действует 10 операторов информационных систем. По итогам 2023 года объем российского рынка цифровых финансовых активов составил порядка 60 млрд руб. и по оценкам экспертов в ближайшие годы будет заметно увеличиваться.

Прорабатывается возможность использования ЦФА и УЦП для внешнеторговых расчетов. В этих целях был принят Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (одобрен Советом Федерации 6 марта 2024 года). Им допускается возможность использования ЦФА и УЦП в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Участники мероприятия отметили необходимость информирования граждан и организаций о возможности и преимуществах расчетов цифровыми рублями, о перспективах использования цифровых финансовых активов, а также о последующем расширении функционала указанных финансовых инструментов и порядке их применения.

Выступления участников мероприятия, направленные ими дополнительные материалы, а также прошедшее обсуждение будут рассмотрены экспертно-консультативным советом при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и учтены в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации.