Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен семинар-совещание на тему «Цифровые инструменты профилактики и предотвращения административных правонарушений» (далее – семинар-совещание).
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, банковских и транспортных организаций, профессионального, научного и экспертного сообществ, бизнес-структур.
Участники семинара-совещания обсудили имеющиеся цифровые практики в сфере предупреждения и фиксации административных правонарушений, а также предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы их использования.
В ходе дискуссии участниками было отмечено, что современные цифровые инструменты значительно повышают эффективность административно-юрисдикционной деятельности, обеспечивают оперативность реагирования на совершаемые правонарушения, реализацию принципа неотвратимости ответственности, а также повышают гарантии безопасности граждан.
Повышению уровня защищенности граждан, сокращению уличной преступности, в том числе количества угонов транспортных средств, и повышению уровня раскрываемости преступлений и правонарушений способствовало широкое внедрение в субъектах Российской Федерации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»), в рамках которого в настоящее время используется уже более 1 миллиона камер.
К основным задачами использования камер фото-, видеофиксации на дорогах относятся повышение эффективности предупреждения совершения противоправных деяний, улучшение раскрываемости правонарушений, обеспечение на дорогах высокого уровня безопасности передвижения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и другие.
В субъектах Российской Федерации цифровые технологии активно применяются для контроля за соблюдением правил благоустройства территорий. С их помощью фиксируются факты таких нарушений, как парковка транспортных средств на газонах и других озелененных территориях, на детских и спортивных площадках, несанкционированная свалка мусора, расклеивание объявлений, нанесение надписей, граффити на фасады зданий, непринятие мер по удалению снега, льда и другие.
В Республике Татарстан в административную практику внедрено использование специального программного обеспечения для мобильных устройств «Народный инспектор», в Московской области модуль «Народный инспектор» реализован в мобильном приложении «Добродел», в городе Москве используется программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы», которые позволяют гражданам фиксировать правонарушения по определенным региональным составам. В дальнейшем эти материалы передаются в уполномоченные органы для оценки и решения вопроса о привлечении к административной ответственности. Специальные мобильные приложения, позволяющие гражданам направлять видео с места происшествия в городские системы видеонаблюдения, также интегрируются в АПК «Безопасный город» (в мобильном приложении «Безопасный Санкт-Петербург» работает функция «Видеосвидетель», в Ростовской области в 2024 году планируется проведение эксперимента по внедрению аналогичного сервиса с названием «Мобильный свидетель»).
Дальнейшее совершенствование цифровых разработок в этой сфере тесно связано с внедрением технологий искусственного интеллекта. Как отмечают эксперты в этой области, видеокамеры, оснащенные технологией ИИ, повышают скорость обработки данных, сокращают трудовые затраты, позволяют минимизировать риски совершения ошибок в принятии решений.
Вместе с тем возможность использования каждого цифрового ресурса, а также юридическая сила полученной с его помощью информации должны быть четко прописаны в законодательстве. При этом необходимо обеспечить правовые гарантии законности и обоснованности привлечения граждан к административной ответственности. Это особенно актуально при привлечении к административной ответственности с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения (далее – ПДД), где действует особый порядок привлечения к ответственности и особый подход к презумпции невиновности правонарушителя.
Решению названной задачи будет способствовать реализация Федерального закона от 29 мая 2023 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 3 Федерального закона „О Государственной компании „Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ), вступающего в силу 1 сентября 2024 года, а также подзаконных актов, принятых в соответствии с данным Федеральным законом, которые направлены на совершенствование правового регулирования вопросов регламентации требований к вышеуказанным специальным техническим средствам, правил их размещения на дорогах, а также правил передачи, приема, обработки информации, полученной с их помощью.
Вместе с тем для полноты правового регулирования в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях целесообразно закрепить положение о том, что
нарушение указанных требований и правил является самостоятельным
обстоятельством, исключающим производство по делу об административном
правонарушении. Такие изменения предусматривает проект федерального закона № 1208818–7 «О внесении изменений в статьи 2.61 и 24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации
А.А. Турчаком (в период исполнения им полномочий сенатора Российской
Федерации), А.А. Клишасом и И.В. Рукавишниковой.
В рамках обсуждения лучших практик применения цифровых инструментов профилактики, предупреждения и пресечения административных правонарушений участники семинара-совещания ознакомились с проектами Правительства Московской области в сфере государственных и муниципальных закупок «Умный контракт» и «Цифровая НМЦК», с опытом ОАО «Российские железные дороги» по использованию цифровых технологий для снижения аварийности на железных дорогах, а также с интеллектуальными системами обеспечения безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах, разрабатываемыми отечественными компаниями.
Кроме того, участники семинара-совещания обсудили успешно внедряемые пилотные проекты по привлечению граждан к административной ответственности на основе данных, полученных с применением специальных технических средств, обеспеченных технологиями фотовидеофиксации и видеоаналитики.
Также в ходе семинара-совещания была представлена информация о наднациональном регулировании вопросов применения цифровых инструментов и возникающих практических коллизиях в контексте реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».
В рамках дискуссии и по результатам обсуждения участниками семинара-совещания высказаны следующие предложения.
1. С целью обеспечения баланса общественных интересов и защиты конституционных прав граждан необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства в сфере использования цифровых инструментов в контрольно-надзорной деятельности и административно-юрисдикционной практике уполномоченных органов публичной власти, в том числе в части определения понятия автоматической фиксации нарушений специальными техническими средствами; закрепления понятий и порядка использования в этих целях новых цифровых инструментов и технологий; определения критериев и условий использования персональных данных граждан, установления правил их обработки и защиты.
2. Необходимо активизировать работу по распространению информации о лучших региональных практиках применения технических средств, направленных на снижение
аварийности и предотвращение нарушений в области дорожного движения, в частности, на нерегулируемых пешеходных переходах, железнодорожных переездах, а также в сфере контроля за безопасным использованием средств индивидуальной мобильности.