Другие мероприятия

Выездное совещание по вопросам взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике местному самоуправлению и делам Севера в г. Барнауле Алтайского края проведено выездное совещание по вопросам взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества (далее – Выездное совещание).

В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители органов государственной власти Российской Федерации, Общественной палаты Алтайского края, представители органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края, представители экспертного сообщества, средств массовой информации, руководители некоммерческих организаций Алтайского края.

На протяжении тридцати лет в Российской Федерации последовательно реализуется государственная политика по вовлечению институтов гражданского общества – некоммерческих организаций, сообществ активных граждан, а также добровольцев (волонтеров) – в решение задач социально-экономического развития страны. Общественные институты содействуют достижению национальных целей и приоритетов, и их вклад в этот процесс в 2020 году получил особое отражение в основополагающем законе Российской Федерации – Конституции. В 2020 году в тексте Конституции Российской Федерации за Правительством Российской Федерации закреплена необходимость осуществления мер поддержки институтов гражданского общества; социальное партнерство стало одним из конституционных принципов. Общественные институты, представляя интересы различных групп граждан, способствуют социальной сплоченности.

В последние годы в фокусе особого внимания государства в целом и деятельности общественных институтов в частности находится системная работа по поддержке участников специальной военной операции и ветеранов боевых действий, а также членов их семей. Активно участвуют в этой работе волонтерские движения, сотрудничество которых с государством по реализации гуманитарных проектов и выдвижению общественных инициатив способствует формированию регулярной и устойчивой поддержки обозначенной категории граждан.

Объемы поддержки некоммерческого сектора за последние пять лет сопоставимы с объемами поддержки малого и среднего бизнеса. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации по состоянию на конец 2024 года отмечены положительные итоги исполнения Плана по реализации Концепции содействия развитию благотворительности за 2023 и 2024 годы. В частности, сохранены пониженные тарифы страховых взносов для некоммерческих организаций; принят федеральный закон, направленный на развитие фондов целевых капиталов некоммерческих организаций; упрощены требования к состоянию здоровья волонтеров при доступе в учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

На государственном уровне инициируются решения по законодательному и нормативно-правовому регулированию деятельности некоммерческих, благотворительных организаций, добровольческих (волонтерских) объединений. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государством оказывается имущественная, финансовая, информационная, консультационная поддержка, льготы по налогам и сборам, а также преференции в сфере государственных закупок. В докладе Министерства экономического развития Российской Федерации «О поддержке и развитии СОНКО в Российской Федерации за 2020 – 2023 гг.», представленном осенью 2024 года, отмечается, что на федеральном уровне с 2020 года объем государственной финансовой поддержки составил 821 млрд руб. для 6,2 тыс. организаций, на региональном – 302,9 млрд руб. для 40,1 тыс. организаций.

Особое место среди институтов гражданского общества занимает Общественная палата Российской Федерации, двадцатилетие которой отмечается в 2025 году, и региональные общественные палаты.

Одним из важных факторов, способствующих сегодня укреплению в России некоммерческого сектора, является цифровая трансформация. Возможности, открывающиеся перед некоммерческими организациями в результате внедрения современных технологий и новых форм отчетности, позволяют им не только оптимизировать внутренние процессы, но и значительно повысить прозрачность деятельности и уровень доверия со стороны общества.

Алтайский край вошел в ТОП-20 регионов по максимальной информационной открытости и прозрачности механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих в регионе. В Алтайском крае продолжает развиваться институт общественных советов при органах публичной власти, ставший платформой гражданского и общественного диалога по формированию и реализации государственной политики на территории региона. Регион – один из лидеров в стране по числу муниципалитетов, в связи с чем особое развитие получили общественные советы, ассоциации при органах местного самоуправления.

Взаимодействие органов власти и гражданского общества в Алтайском крае регулируется, в частности, законом Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 153-ЗС «Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты». В нем определены основные принципы и формы такого взаимодействия: партнёрское сотрудничество и поддержка гражданских инициатив, предоставление грантов, участие в разработке и реализации краевых и муниципальных программ, выдвижение инициатив по корректировке регионального и федерального законодательства.

Взаимодействие органов публичной власти с институтами гражданского общества в Алтайском крае перешло от этапа диалога между государством и некоммерческими организациями к существенной трансформации общественных институтов, которые сегодня не только реагируют на вызовы в различных сферах жизни общества, но и сами становятся инициаторами общественных изменений.

Учитывая изложенное, участники Выездного совещания считают необходимым признать практику Алтайского края по организации взаимодействия органов публичной власти региона с институтами гражданского общества заслуживающей внимания. Здесь получен положительный опыт формирования эффективных механизмов, направленных на обеспечение взаимодействия граждан с органами государственной власти, и рекомендовать:

Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

проработать возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части предоставления права законодательной инициативы в законодательных органах субъектов Российской Федерации общественным палатам субъектов Российской Федерации, региональным объединениям организаций профсоюзов, институтам Уполномоченных в субъекте Российской Федерации, Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по вопросам их ведения с целью усиления взаимодействия данных институтов с законодательными органами субъектов Российской Федерации;

проработать вопрос дальнейшего совершенствования правового статуса общественных палат субъектов Российской Федерации, а также систему критериев оценки эффективности проводимых мероприятий в рамках общественного контроля;

совместно с Министерством юстиции Российской Федерации

проработать возможность внесения изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с целью расширения видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, дополнив его направлением социальной поддержки и адаптации ветеранов боевых действий и членов их семей;

совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Всероссийской Ассоциацией развития местного самоуправления

проработать вопрос урегулирования на уровне федерального закона общих принципов организации и деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований в целях системного правового регулирования данных общественных отношений, обеспечения гарантий реализации прав граждан при принятии общественно значимых решений, а также создания равных условий функционирования для общественных палат при муниципалитетах на всей территории Российской Федерации.

Органам публичной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность применения в субъектах Российской Федерации опыта Алтайского края по предоставлению региональным общественным палатам права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Федерации;

рекомендовать уделять особое внимание обеспечению прозрачности и открытости государственных органов в целях информированности граждан о своей деятельности, а также результатах их взаимодействия с институтами гражданского общества;

руководствуясь федеральным и региональным законодательством, продолжить практику оказания поддержки общественным объединениям, некоммерческим организациям, благотворительным (волонтерским) движениям и их проектам.