Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Вопросы нормативно-правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности: реализация „дорожной карты“.
В работе приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Московской городской думы, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Департамента транспорта города Москвы, предпринимательского, а также экспертного сообществ.
Начиная с 2020 года общее количество средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в двенадцать раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс., в том числе в городе Москве – 40 тыс., продано в розницу с 2020 по 2022 год – 540 тыс. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ – более 750 тыс. (без учета приобретенных до 2019 года).
Указанная тенденция также отражается и на показателях аварийности с участием данных средств передвижения. Согласно аналитическим данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, в 2021 году было зафиксировано 672 ДТП с участием СИМ (ранено 704 человека, погибло 20), в 2022 году – 941 ДТП (ранено 976 человек, погибло 19), в 2023 году – 3100 ДТП (ранено 3177 человек, погибло 43).
В связи с интенсивным использованием СИМ в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее – ПДД РФ), с 1 марта 2023 года внесены изменения, определяющие особый подход к правовому регулированию СИМ как особой разновидности транспортных средств, приводимых в движение электродвигателем, с установлением ограничений использования СИМ по возрасту, скорости, по используемым для передвижения зонам и других дополнительных правил и требований для движения лиц, использующих для передвижения СИМ. Однако на данный момент отсутствует дифференциация и конкретизация мер ответственности указанных лиц.
Участники круглого стола обсудили законопроект, в соответствии с которым предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) изменения, устанавливающие административную ответственность лиц, использующих для передвижения СИМ, и велосипедистов за нарушения в области дорожного движения в части оставления места ДТП, невыполнения требования об остановке, управления СИМ в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которые корреспондируют установленным ПДД РФ обязанностям этих лиц.
Участникам круглого стола также предлагалось:
— проанализировать правоприменительную практику и статистические данные, подтверждающие неэффективность нынешнего регулирования;
— обсудить проектируемые составы правонарушений относительно ПДД и соотнести размеры штрафов со степенью общественной вредности;
— обсудить проработку способов фиксации правонарушений и их пресечение.
Кроме того, участники круглого стола обсудили план мероприятий (»дорожную карту»), направленную на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития СИМ и обеспечение безопасности дорожного движения при их использовании.
В ходе дискуссии участниками были отмечены:
— сложность реализации функции фиксации правонарушений и их пресечение в городах России;
— возможности введения ЭПР на уровне городов федерального значения для отработки правоприменения вводимых норм ответственности для лиц, использующих СИМ, и других участников дорожного движения;
— необходимость внедрения системы учета СИМ, в том числе находящихся в собственности частных лиц;
— объединение усилий компаний, предоставляющих в пользование СИМ, в борьбе с оставлением СИМ в неположенных местах, введение обмена данными между компаниями и «сервисных штрафов»;
— необходимость повышения уровня культуры вождения СИМ, повсеместное внедрение социальной рекламы.
Выступления участников круглого стола и дискуссия по поставленным
вопросам будут учитываться в работе по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в области регулирования использования средств
индивидуальной мобильности.