Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Антимонопольное регулирование: административно-правовой аспект».
В работе мероприятия приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представители научно-экспертного сообщества, общественных организаций и бизнес-структур.
Основная задача антимонопольного законодательства – защита и развитие конкуренции. Основы антимонопольного регулирования заложены в статье 8 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу конкуренции и свободу экономических отношений, экономической деятельности. Реализация положений Конституции Российской Федерации в этой сфере основана на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иных федеральных законов.
Защита конкуренции осуществляется преимущественно в рамках деятельности антимонопольных органов, главной задачей которых является выявление и пресечение нарушений в сфере антимонопольного законодательства, восстановление нарушенных прав хозяйствующих субъектов и граждан. При этом развитие конкуренции представляет собой совокупность мер по поощрению и стимулированию проконкурентного поведения в экономике. Структурно все это выражается в нормах материального права, задающего правила поведения в этой сфере, и действии правовых норм, которые устанавливают ответственность за нарушение этих правил.
Главным механизмом административного воздействия является административная ответственность. Устанавливая меры административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, законодатель преследует цели предупреждения последующих нарушений антимонопольного законодательства как самим нарушителем, так и другими лицами, стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов, иных лиц, а также исходит из необходимости защиты российского рынка, развития национальной экономики.
Участниками круглого стола было отмечено, что большинство нарушений антимонопольного законодательства предусматривают именно административную ответственность. Это обосновывает важность совершенствования института административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе обсуждения участники круглого стола обратили внимание на ряд практических вопросов административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Особо была отмечена роль административного законодательства в регулировании деятельности государственных органов и должностных лиц и пресечении их действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг) или свободы экономической деятельности. Это может быть предпосылкой для совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики в сфере привлечения к административной ответственности за ограничение конкуренции органами публичной власти.
Коррекция и дополнение КоАП РФ нормами об административной ответственности могут быть выражены в двух основных формах:
• изменение санкций за существующие составы административных правонарушений;
• изменение существующих составов административных правонарушений путем дополнения их новыми квалифицирующими признаками или же добавление новых составов.
Одновременно участниками круглого стола был высказан ряд предложений, касающихся дальнейшего совершенствования правового регулирования.
Представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» внесен ряд предложений, в числе которых предложение исключить из частей 2 – 3 статьи 391 Федерального закона «О защите конкуренции» ссылку на статью 15 данного Федерального закона и включить в часть 2 статьи 4.11 КоАП РФ ссылку на статью 14.9 КоАП РФ.
Обозначена также существующая в настоящее время проблема в рамках ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с материалами по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, путем отказа в доступе к материалам дела, которые являются документами для служебного пользования. Ознакомиться с такими материалами имеют право только члены комиссии антимонопольного органа, при этом лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, таким правом не обладает и, соответственно, не может подать на них возражения, что нарушает его право на защиту.
В связи с чем, поступило предложение внести изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», КоАП РФ и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусмотрев право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или возбуждено уголовное дело, знакомиться в том числе с документами для служебного пользования, при подписке о неразглашении соответствующих сведений.
Особое внимание участники круглого стола обратили на решение задачи типологизации условий совершения правонарушений по статье 14.9 КоАП РФ, что позволит подготовить и внедрить новые методы антимонопольного комплаенса в системе государственной и муниципальной службы. При этом выступающими было отмечено, что существует ограниченность статистических данных, а именно: Федеральная антимонопольная служба не публикует статистику по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Представители Федеральной антимонопольной службы и Ассоциации антимонопольных экспертов обратили внимание на потребность синхронизации положений Уголовного кодекса Российской Федерации и положений КоАП РФ в части реализации института освобождения от административной и уголовной ответственности.
Выступления участников мероприятия и дискуссия по поставленным вопросам,
а также поступившие предложения по совершенствованию законодательства
Российской Федерации и правоприменительной практики в указанной сфере будут
рассмотрены в рамках подкомитета по административному праву Комитета Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
и будут учитываться в работе по совершенствованию законодательства Российской
Федерации.