Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Повышение эффективности института коллективных исков: вопросы оптимизации требований законодательства и внедрения цифровой платформы».
В работе приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Правового управления Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Федеральной нотариальной палаты, адвокатского, экспертного и научного сообществ.
Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ и ГПК РФ соответственно) и иные законодательные акты Российской Федерации, направленные на внедрение института групповых исков в Российской Федерации.
Правоприменительная практика демонстрирует результативность применения института групповых исков при их рассмотрении, однако показывает низкую эффективность работы института в части инициирования судопроизводства.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2023 году в Российской Федерации был рассмотрен 241 групповой иск в рамках гражданского судопроизводства и 31 – в рамках административного судопроизводства, что составило лишь 0,001% от общего числа гражданских и административных дел, рассмотренных в порядке ГПК РФ и КАС РФ (30 572 237). Арбитражными судами окончены 129 дел о защите прав и законных интересов группы лиц или 0,007% от общего числа рассмотренных (1 776 434).
На фоне увеличивающегося числа фактов причинения ущерба интересам граждан вследствие допускаемых организациями нарушений (например, случаи утечки персональных данных, массовые нарушения в области прав потребителей, медицинском обслуживании, ЖКХ и других сферах жизни граждан), указанные показатели представляются не соответствующими реальной правовой картине.
Участниками круглого стола обсуждены основные практические вопросы применения существующей нормативной конструкции института групповых исков и выявлены ключевые аспекты действующего регулирования, затрудняющие доступ граждан к правосудию. Низкие показатели обусловлены, в первую очередь, отсутствием эффективных механизмов объединения лиц, имеющих общие или однородные требования к общему ответчику.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый ресурс, агрегирующий сведения о планируемых к подаче или уже поданных коллективных исках.
Кроме того, на практике вызывает сложности требование закона о нотариальной форме соглашения о распределении судебных расходов.
В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 244.27 ГПК РФ порядок несения судебных расходов определяется нотариальным соглашением группы лиц. Аналогичные требования установлены частью 1 статьи 225.16–1 АПК РФ.
Вместе с тем нотариальная форма такого соглашения требует физического присутствия всей группы у нотариуса, что становится невозможным в случае наличия общих или однородных требований у большого числа граждан, особенно при их нахождении в разных регионах страны.
Нотариальная форма преследует цель идентификации участника группового иска, а также фактического подтверждения присоединения участника к соглашению группы лиц, что может быть достигнуто другими правовыми инструментами, в том числе в рамках намеченной тенденции цифровизации правосудия.
Полномочия по инициированию групповых исков реализуются надзорными уполномоченными органами. Их правоприменительная практика групповых исков, вытекающих из локальных нарушений организациями прав и законных интересов граждан, свидетельствует о необходимости уменьшения допустимого для рассмотрения группового иска числа лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.
Выступления участников круглого стола и дискуссия по поставленным вопросам будут учитываться в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области повышения эффективности института коллективных исков.