«Круглые столы»

«Перспективы кодификации законодательства в сферах информационных технологий и цифрового развития»

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был проведен круглый стол на тему «Перспективы кодификации законодательства в сферах информационных технологий и цифрового развития» (далее – круглый стол).

В дискуссии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, экспертного сообщества, образовательных и научных организаций.

В рамках мероприятия состоялось первое публичное обсуждение проекта концепции и структуры Цифрового кодекса Российской Федерации, разработанных в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Участниками круглого стола было отмечено, что законодательство в сфере цифровых и информационных отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в отечественной системе права. За последние несколько лет существенной модернизации подверглись ключевые нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, прежде всего, это Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».

Разветвленная система федеральных законов и подзаконных актов, содержащих нормы цифрового и информационного права, усложняет и увеличивает время принятия законодательных решений, поскольку зачастую изменения требуется вносить сразу в большое количество документов. Возрастает риск возникновения правовых коллизий, избыточного дублирования норм и усложнения юридических конструкций.

С учетом этого участниками мероприятия отмечена высокая актуальность систематизации законодательства в указанной сфере и поддержаны усилия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по разработке Цифрового кодекса Российской Федерации.

В 2023 году была сформирована Межведомственная рабочая группа по подготовке концепции федерального закона «Цифровой кодекс Российской Федерации». Согласно проекту указанной концепции принятие Цифрового кодекса будет способствовать устранению существующих правовых пробелов в сферах регулирования государственных информационных систем, цифровых платформ и экосистем, идентификации граждан в цифровой среде, развития инфраструктуры цифрового профиля, формирования структуры цифрового правительства, информационной безопасности, регулирования электронного документооборота и других.

Поддерживая в целом концепцию Цифрового кодекса Российской Федерации, участники круглого стола указали на необходимость уделения особого внимания при разработке данного нормативного правового акта вопросам регулирования использования технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ), повышения доступности образовательной и общественно значимой информации для граждан с ограниченными возможностями здоровья, противодействия распространению деструктивного контента в информационно-телекоммуникационных сетях, а также видеоиграх.

С учетом изложенного участники круглого стола рекомендуют:

1. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при работе над проектом федерального закона «Цифровой кодекс Российской Федерации» рассмотреть целесообразность включения в данный законопроект:

положений, устанавливающих регулирование цифровых сервисов, основанных на технологиях искусственного интеллекта (далее – ИИ), в том числе в части внедрения риск-ориентированного подхода, а также маркировки информационных продуктов, произведенных с применением технологий ИИ;

— положений, направленных на обеспечение противодействия распространению недостоверной общественно значимой информации в информационно-телекоммуникационных сетях;

— положений, направленных на совершенствование механизмов защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе в части регулирования распространения видеоигровой продукции;

— положений, направленных на обеспечение доступа к образовательной и общественно значимой информации с учетом особенностей и потребностей всех граждан с ограниченными возможностями здоровья.

2. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству продолжить мониторинг законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий и цифрового развития, а также принимать участие в работе по содержательному наполнению проекта Цифрового кодекса.