Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – Комитет) совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Правовое обеспечение достоверности общественно значимой информации в цифровом пространстве» (далее – круглый стол).
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, представители региональных органов исполнительной власти, образовательных и медицинских организаций, научного и экспертного сообществ, общественных объединений, блогосферы.
1. Участниками круглого стола было отмечено, что в настоящее время вопросы обеспечения достоверности общественно значимой информации в цифровом пространстве приобретают первостепенное значение. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» достоверность информации является одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. При этом особую актуальность обеспечение данного принципа имеет сейчас именно в отношении информации, размещаемой в сети «Интернет».
На сегодняшний день уже приняты и действуют жесткие законодательные меры, направленные на пресечение распространения недостоверной, а также заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создающей угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и общественной безопасности. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен соответствующими положениями, меры юридической ответственности за распространение подобной информации установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Разработаны и реализуются организационные механизмы выявления и блокировки такого контента в сети «Интернет».
Вместе с тем, как отмечено участниками круглого стола, вопросы обеспечения достоверности и безопасности актуальны не только для указанного контента, но и для иных видов информации, размещаемой в сети Интернет. Так, в последнее время распространяется негативная практика проведения на возмездной и безвозмездной основах разнообразных онлайн-консультаций, учебных курсов, лекций, семинаров, тренингов и других аналогичных мероприятий в области образования (по учебным дисциплинам школьных образовательных программ, в том числе в целях подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования (основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) и единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ), а также медицины и психологии. Данный контент пользуется повышенным интересом у населения, в том числе у детей и молодежи.
При этом простота и доступность распространяемой информации и оказываемых консультаций зачастую граничат с их недостоверностью, низким качеством, что в значительной степени обусловлено недостаточной квалификацией лиц, осуществляющих данную деятельность, отсутствием специального образования. При этом особую потенциально опасную сферу представляет образовательный, медицинский и психологический интернет-контенты, ориентированные на детскую, подростковую, молодежную аудиторию.
Участниками круглого стола – экспертами в области образования, медицины и психологии были приведены конкретные примеры деструктивного интернет-контента, свидетельствующие о пагубном влиянии распространяемой информации на формирование мировоззрения несовершеннолетних, а также о случаях онлайн-консультирования, влекущих вред физическому и психологическому здоровью граждан, в том числе детей и молодежи.
Так, в частности, образовательные курсы, тренинги по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ зачастую проводятся лицами без педагогического образования, а транслируемая ими информация содержит недостоверные факты и сведения, ошибочные суждения и выводы. Так, в частности, в образовательном контенте по истории и обществознанию выявляются факты вольного толкования и искажения исторических событий, некорректные комментарии норм Конституции РФ и действующего законодательства.
2. В настоящее время неограниченными возможностями консультирования в сети «Интернет» пользуются также различного рода специалисты, распространяющие так называемый псевдомедицинский контент. Диетологи, нутрициологи, коучи, эксперты, народные целители и прочие консультанты рекомендуют разнообразные методики похудения, очистки организма, «здорового питания», альтернативные методы лечения заболеваний, в том числе с применением лекарственных препаратов, биологически активных добавок и т. д., применение которых может нанести вред жизни и здоровью граждан.
Отдельное внимание в ходе мероприятия было уделено проблематики активного распространения в сети Интернет практик психологического консультирования. «Интернет-психологи», чья квалификация и опыт не могут быть достоверно определены их клиентами, помимо предоставления некачественной психологической помощи, зачастую консультируют граждан с медицинскими диагнозами психиатрического спектра. В числе негативных последствий такой деятельности отмечаются не только ситуации неэффективности оказываемых услуг, но и случаи усугубления неразрешенных психологических проблем, возникновения у клиентов суицидальных настроений, совершения суицидов. В числе иных опасностей, особенно для детской и молодежной среды, были также названы распространяемые в сети «Интернет» практики «транстактичного» психологического консультирования ЛГБТ-тематики и оказания так называемой «транс-френдли помощи».
Указанная проблематика актуализирует необходимость разработки и принятия комплекса правовых и организационных мер, направленных на упорядочение практики размещения информации и реализации консультационных и иных услуг в области образования, медицины, психологии в сети «Интернет», а также на предупреждение и пресечение распространения недостоверного, посягающего на традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, опасного для жизни и здоровья граждан интернет-контента.
По итогам выступлений и высказанных предложений участники круглого стола полагают целесообразным рекомендовать:
1. Министерству просвещения Российской Федерации:
— изучить вопрос о целесообразности разработки правового механизма, запрещающего использование в наименованиях и текстовых метках (хэштегах) интернет-контента слов и словосочетаний, содержащих указание на подготовку к государственной итоговой аттестации («государственная итоговая аттестация», «общий государственный экзамен», «единый государственный экзамен», а также их сокращенные наименования «ГИА», «ОГЭ» и «ЕГЭ» и их производные), за исключением интернет-контента, включенного в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 года № 243 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее – федеральный перечень);
— активизировать деятельность по повышению информированности обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также их родителей (законных представителей) о наличии специализированных электронных образовательных ресурсов, включенных в федеральный перечень, как прошедших экспертную оценку и рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций изучить вопрос о целесообразности разработки правового механизма, запрещающего распространение псевдомедицинского интернет-контента, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации изучить вопрос о целесообразности учета в законопроектной деятельности в сфере регулирования психологической помощи в Российской Федерации в части требований к лицам, имеющим право осуществлять психологическую помощь, требования о наличии высшего психологического или психолого-педагогического образования уровня специалитета или высшего образования квалификации (степени) магистр по соответствующим направлениям подготовки при наличии диплома бакалавра по психологии или в области психолого-педагогического образования.