Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики ПРИ Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Цифровые финансовые технологии: основные векторы развития».
В работе круглого стола приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, Центрального Банка Российской Федерации, научного и экспертного сообществ, в том числе в режиме видео-конференц-связи – участники XI международного форума «ИТ-диалог» (Санкт-Петербург).
В настоящее время в качестве основных векторов развития цифровых финансовых технологий в Российской Федерации можно выделить формирование технологической независимости российского финансового сектора, развитие прогрессивных методов оплаты, развитие биометрии, внедрение цифровой валюты и цифровых финансовых активов, расширение использования технологий блокчейн, искусственного интеллекта и другие. При этом каждое из перечисленных направлений на сегодняшний день обеспечено целым комплексом правовых и технологических решений. Это, в частности, Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», направленный на регулирование цифровых прав и смарт-контрактов; Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; федеральные законы в части регулирования цифрового рубля (от 24 июля 2023 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). Из числа последних законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие данной сферы – поправки в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», расширяющие возможности использования криптовалют на финансовых рынках, а также вступивший в силу в полном объеме с 1 ноября 2024 года Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», который легализовал майнинг криптовалют.
Согласно представленным в рамках мероприятия положениям проекта Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов, разработанного Банком России, цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры выступают одним из ключевых направлений его развития на среднесрочную перспективу. Данное направление требует своевременного обновления нормативной базы, которая должна обеспечивать, с одной стороны, необходимые условия для внедрения цифровых инноваций, с другой – защиту прав потребителей и финансовую стабильность.
В связи с этим будут продолжены разработка и применение нового регулирования, направленного на развитие цифровых и платежных сервисов при обеспечении защиты данных граждан и бизнеса, а также киберустойчивости элементов национальной платежной системы России. В области развития механизма удаленной биометрической идентификации планируется обеспечить создание правовых условий, направленных на повышение качества и удобства процесса сбора биометрии в единой биометрической системе. Одновременно с этим будет продолжено развитие регулирования с целью расширения перечня доступных для граждан услуг с использованием биометрии. В рамках работы по формированию условий развития искусственного интеллекта на финансовом рынке с учетом риск-ориентированного подхода планируется определить те области использования финансовыми организациями искусственного интеллекта, которые требуют подготовки новых регуляторных решений, а также определят содержание планируемого к принятию Кодекса этики применения искусственного интеллекта на финансовом рынке.
Кроме того, согласно информации Банка России, на финансовом рынке планируется установление ряда экспериментальных правовых режимов, в том числе в части использования цифровых валют для осуществления расчетов во внешнеторговой деятельности, проведения удаленной идентификации клиентов с использованием видеосвязи. Для реализации новых экспериментальных правовых режимов требуется развитие соответствующих правовых условий, позволяющих изменять или исключать действие отдельных положений федеральных законов.
Отдельное внимание в ходе мероприятия было уделено цифровым финансовым активам. В настоящее время в Российской Федерации действует 11 операторов информационных систем, осуществляющих их выпуск, и данные инструменты уже получили достаточное распространение на финансовом рынке. Совокупный объем сделок по приобретению цифровых финансовых активов при выпуске за последний год вырос более чем в 3 раза. При этом сделки осуществляют как крупные компании финансового и промышленных секторов экономики, так и субъекты малого и среднего предпринимательства. Экспертами отмечено, что по мере адаптации в частной экономической среде этот инструмент может стать перспективным для использования и в публичном секторе экономики. Уже сейчас обсуждаются возможности использования цифровых финансовых активов государственными и муниципальными органами власти. Так, в рамках круглого стола был рассмотрен пилотный опыт Чувашской Республики – Чувашии по применению данных финансовых инструментов для реализации в регионе социальных проектов. При этом участниками мероприятия было особо отмечено, что в силу значительной сложности правовых и организационных аспектов цифровых финансовых активов субъекты Российской Федерации нуждаются в соответствующих разъяснениях и методических рекомендациях по использованию данных инструментов на региональном уровне.
Помимо этого, были обозначены и другие перспективные направления цифровизации публичных финансов, такие какие как использование цифровых финансовых технологий в бюджетном процессе и при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля, использование цифровых рублей в операциях с бюджетными средствами, применение смарт-контрактов в системе закупок для государственных (муниципальных) нужд. Каждое из указанных направлений требует принятия соответствующих законодательных поправок и подзаконных актов.
Также, по мнению участников круглого стола, с учетом новелл законодательства в области оборота цифровых финансовых активов, цифровой валюты, а также майнинга криптовалюты, необходимо ускорить принятие комплекса законодательных мер, направленных на установление административной ответственности за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними, налоговой ответственности за непредставление соответствующих сведений об обороте цифровой валюты в налоговые органы, а также уголовной ответственности за уклонение от обязанности декларирования сведений об операциях, связанных с использованием цифровой валюты.
Выступления участников круглого стола и дискуссия по поставленным вопросам будут учитываться в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере цифровых финансовых технологий.