Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2025 года был проведен круглый стол на тему «Совершенствование организационных и правовых механизмов оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации» (далее – круглый стол).
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представители региональных органов власти, представители адвокатского, экспертного сообщества, образовательных и научных организаций.
С момента вступления в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) в него внесено 14 изменений:
существенно расширены перечни категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и случаев ее оказания;
граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, освобождены от оплаты нотариальных действий по удостоверению доверенности на представление их интересов сотрудниками государственных юридических бюро и адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи, в судах, государственных и муниципальных органах и иных организациях;
закреплены полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по разработке и утверждению стандарта оказания бесплатной юридической помощи субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, а также обеспечению контроля за соблюдением его требований;
закреплены положения, направленные на расширение функционала государственных юридических бюро в части закрепления за ними права обеспечивать координацию работы всех субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, в регионе;
к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи отнесены Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в качестве лиц, содействующих в пределах своей компетенции оказанию бесплатной юридической помощи.
Федеральным законом от 1 апреля 2025 года № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона „О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ) расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
В перечень включены многодетные родители, имеющие трёх и более детей, до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трёх лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
Федеральным законом № 48-ФЗ расширен также перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в виде представления интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, которые являются истцами (заявителями) в судах при рассмотрении дел об установлении и оспаривании отцовства (материнства).
В настоящее время продолжается совершенствование законодательства в сфере бесплатной юридической помощи: так на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится 9 законопроектов.
Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составляют органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро и адвокаты. При этом все виды бесплатной юридической помощи, установленные Федеральным законом № 324-ФЗ, оказываются государственными юридическими бюро и адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи.
Основной задачей остается укрепление принципов доступности и социальной ориентированности бесплатной юридической помощи. Продолжает расширяться состав категорий граждан, обладающих правом на ее получение и перечень случаев ее оказания. Дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на данный момент установлены почти во всех субъектах Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьёй 6 Федерального закона № 324-ФЗ.
Указанное регулирование свидетельствует о совершенствовании механизма оказания бесплатной юридической помощи, способствует эффективной реализации государственных гарантий прав граждан, а также повышению уровня качества оказываемой бесплатной юридической помощи и её доступности.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 324-Ф3 органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Особое внимание прокуроры оказывают соблюдению прав, участников специальной военной операции (далее — участники СВО) и членов их семей. С начала спецоперации прокурорам поступило свыше 1 млн. обращений участников СВО и членов их семей. Большинство жалоб обусловлено неполучением мер социальной поддержки, в основном, при доведении положенных выплат, в том числе региональных. Прокурорами налажен оперативный обмен информацией с уполномоченными органами власти.
Прокуроры содействуют участникам СВО и членам их семей в сборе документов. В целях упрощения административных процедур назначения и оказания мер поддержки по предложению прокуроров корректируются региональные нормативные правовые акты.
В субъектах Российской Федерации в целях координации работы по оказанию бесплатной юридической помощи участникам СВО и членам их семей созданы межведомственные рабочие группы и комиссии, в состав которых вошли представители государственных органов власти, территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, государственных юридических бюро, адвокатского и нотариального сообществ, региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», а также уполномоченные по правам человека и ребенка в субъектах Российской Федерации.
С 2023 года к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи отнесены Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в качестве лиц, содействующих в пределах своей компетенции оказанию бесплатной юридической помощи. Данное право уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации также закреплено в региональных законодательных актах, регулирующих вопросы оказания бесплатной юридической помощи. Участниками мероприятия отмечено, что в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты указанные нормативные правовые акты, которыми определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и установлена его компетенция, определены участники государственной системы бесплатной юридической помощи.
С 1 апреля 2025 года введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, благодаря которой формируется общее информационное пространство уполномоченных по правам человека на основе единой цифровой платформы и сервисов, что позволит упростить доступ граждан к реализации их права на обращение к уполномоченному по правам человека и защите их прав.
Кроме того, по итогам дискуссии отмечено, что повышение доступности бесплатной и квалифицированной юридической помощи является одним из приоритетов государственной политики и способствует повышению уровня социальной защищенности наших граждан. В свою очередь, разработка и продвижение новых цифровых решений по оптимизации процедуры получения юридической помощи – это ключевой инструмент реализации политики государства.
Указанные выше вопросы являются особенно актуальными, поскольку Министерством юстиции Российской Федерации активно продвигаются современные цифровые решения в данной сфере. Участники круглого стола отметили особую необходимость в широком распространении данного ресурса, чтобы у каждого была возможность оперативно получить необходимую правовую информацию на всей территории страны, так как проекты цифровых сервисов позволяют гражданам получить актуальную правовую информацию по различным вопросам, записаться на консультации в юридические клиники, сформировать процессуальные документы и обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Выступления участников круглого стола и дискуссия по обозначенным вопросам будут учитываться в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации.