«Круглые столы»

«Правовая помощь в Российской Федерации: развитие цифровых сервисов»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2025 года был проведен круглый стол на тему «Правовая помощь в Российской Федерации: развитие цифровых сервисов» (далее – круглый стол).

В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представители региональных органов власти, представители адвокатского, экспертного сообщества, образовательных и научных организаций.

На круглом столе обсуждались вопросы: «Развитие информационной системы „Правовая помощь“, „Цифровые подходы к оказанию бесплатной юридической помощи“, „Цифровые сервисы адвокатуры России. Комплексная информационная система адвокатуры России для портала государственных услуг“, „Современные подходы к бесплатной юридической помощи в Челябинской области“, „Актуальные проблемы развития цифровых сервисов по оказанию правовой помощи“, „Практика ведения в пилотном режиме информационной системы „Правовая помощь“ и другие.

Участники круглого стола отметили, что правовое просвещение может осуществляться через средства массовой информации, образовательные учреждения, общественные организации и др. Минюстом России разработана и функционирует в экспериментальном режиме на территории 10 субъектов Российской Федерации информационная система «Правовая помощь» на портале ВПРАВЕ.РФ[1].

По данным Минюста России, в настоящий момент на портале размещено более 250 жизненных ситуаций, которые позволяют пользователю самостоятельно разобраться в различных юридических вопросах, которые затрагивают, например, пенсионное обеспечение, оформление наследства, использования средств материнского капитала и другие. Всего за текущий год количество таких информационных материалов было увеличено практически в пять раз (с 51 до 250). Описание последовательности действий в каждой жизненной ситуации снабжено формами необходимых документов, доступными для скачивания и заполнения, а также ссылками на нормативные правовые акты, которые регулируют соответствующие сферы общественных отношений.

Особое внимание было уделено необходимости распространения информационной правовой системы на все регионы Российской Федерации, что позволит обеспечить граждан бесплатной юридической помощью во всех уголках нашей страны, а также будет способствовать повышению эффективности реализации государственных гарантий прав граждан. Вместе с тем отмечена необходимость анализа замечаний и обращений от пользователей цифровых сервисов при определении качества предоставления соответствующих услуг.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству продолжает взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации в целях обеспечения эксплуатации органами государственной власти субъектов Российской Федерации информационной системы, обеспечивающей оказание населению правовой помощи.

Перечнем поручений по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2024 г. № Пр-2567 Минюсту России и Минцифры России поручено создать федеральную государственную информационную систему «Правовая помощь», предусматривающую ее интеграцию с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и подключение к ней участников государственной системы бесплатной юридической помощи во всех субъектах Российской Федерации.

В ходе круглого стола представителями Министерства юстиции Российской Федерации отмечено, что внедрение данной системы увеличит доступность бесплатной юридической помощи для граждан, обеспечит возможность получения ее в удаленных регионах субъекта, обеспечит возможность выбора поставщика, если в регионе есть такая возможность, а также сократит перечень документов, которые граждане должны будут предоставлять.

Имеющийся опыт показал, что там, где созданы государственные юридические бюро (далее – госюрбюро), внедрение федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь» проходит эффективнее.

На мероприятии также рассматривался вопрос цифровых сервисов адвокатуры России. В деятельность адвокатуры внедрена Комплексная информационная система адвокатуры России, которая отражена в законе об адвокатской деятельности и адвокатуре. Отмечено, что порядка 90 процентов всей субсидируемой помощи, то есть помощи по уголовным делам, распределение защиты по назначению осуществляется с помощью Комплексной информационной системы адвокатуры России. В связи с этим участниками выражена заинтересованность в интеграции двух систем.

Что касается регионального опыта, то в рамках правового информирования граждан в настоящее время, например, ведется разработка голосового помощника для телефона горячей линии Главного управления юстиции Челябинской области, что позволит гражданам оперативно получать информацию о порядке предоставления бесплатной юридической помощи и повысить эффективность работы системы в целом. Ежегодно на телефон горячей линии Главного управления юстиции обращается порядка 1800 человек по вопросам оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Внедрение голосового помощника увеличит продолжительность ее работы: она будет доступна для граждан круглосуточно 7 дней в неделю. Использование автоматизированной системы обработки звонков снизит нагрузку на сотрудников, занимающихся приемом входящих обращений на горячую линию.

Цифровые сервисы становятся неотъемлемой частью системы правовой помощи в Российской Федерации, способствуя повышению эффективности взаимодействия граждан с государственными институтами, снижению административных барьеров и расширению возможностей получения квалифицированной юридической помощи. Дальнейшее развитие цифровых технологий приведет к улучшению доступности правовых услуг и укреплению позиций России в области инновационных решений для общества.

Представителями Иркутской области отмечено, что в рамках правового просвещения населения на портале ВПРАВЕ.РФ размещается ежемесячный график мероприятий, проводимых госюрбюро по Иркутской области, в том числе информация о предстоящих выездах сотрудников госюрбюро по Иркутской области в населенные пункты региона для оказания бесплатной юридической помощи.

Представители Министерства цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области проинформировали о проекте «Многофункциональный центр – общественные приемные органов власти и организаций». Достижения и перспективы проекта». Суть проекта заключается в том, что любой гражданин может напрямую обратиться к представителю органа власти по широкому спектру вопросов.

С целью интеграции жителей новых регионов в правовое поле России в 2023 году участниками указанного проекта стали МФЦ Донецкой Народной Республики, МФЦ Луганской Народной Республики и Херсонской области. В прошлом году также присоединился МФЦ Запорожской области. Кроме того, приступили к реализации нового проекта предоставления мер социальной поддержки участникам специальной военной операции, членам их семей.

Таким образом, внедрение цифровых платформ способствует качественному, своевременному оказанию бесплатной юридической помощи и правовому просвещению. Данные системы значительно увеличивают количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Главной задачей остается, чтобы любой гражданин мог получить актуальную правовую информацию, а также мог иметь возможность связаться с квалифицированными юристами и получить консультации, в том числе дистанционно.

Выступления участников круглого стола и дискуссия по обозначенным вопросам будут учитываться в работе по совершенствованию законодательства.



[1] На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года № 3340-р 10 субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Республика Татарстан, Иркутская, Кемеровская, Курская, Московская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская и Ульяновская области) включены в состав участников эксперимента по повышению эффективности и качества оказания гражданам бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, а также доступности для граждан правовой информации.

С 20 декабря 2022 года Минюстом России начата эксплуатация информационной системы «Правовая помощь». Одним из основных компонентов ИС «Правовая помощь» является государственная платформа бесплатной юридической помощи Минюста России «ВПРАВЕ.РФ»