«Круглые столы»

«Актуальные вопросы обеспечения последовательной и обоснованной гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2025 года был проведен круглый стол на тему «Актуальные вопросы обеспечения последовательной и обоснованной гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации».

В обсуждении приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также адвокатского и научного сообщества.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя для целей уголовного права принцип гуманизма, базирующийся на признании в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, на особой значимости охраны достоинства личности (статьи 2 и 21 Конституции Российской Федерации), статьи 2 и 7 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляют следующие составляющие этого принципа: уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека; охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений образуют основную и единственную задачу уголовного закона; наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Согласно информации, озвученной представителем Министерства юстиции Российской Федерации, значительно сократилось количество лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы (в 2024 году количество таких лиц было на 40 процентов меньше, чем, например, в 2009 году).

В немалой степени такому снижению количества ежегодно осуждаемых способствовали Федеральный закон от 14 апреля 2023 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 761 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривающий возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба; Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», предусматривающий возможность прекращения уголовного преследования после истечения срока предварительного расследования по реабилитирующему основанию; Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 591-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», увеличивший с трех до четырех лет возраст ребенка, который учитывается для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным женщинам; Федеральный закон от 23 марта 2024 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствование правового регулирования освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашения судимости, приостановления предварительного следствия по уголовным делам и прекращения уголовного преследования в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; Федеральный закон от 25 октября 2024 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», установивший возможность применения отсрочки отбывания наказания в виде ограничения свободы беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, и другие.

Положительное влияние оказало введение нового вида наказания, альтернативного лишению свободы – принудительных работ[i]. При этом Министерством юстиции Российской Федерации была отмечена значимость поправок, предлагаемых проектом федерального закона № 585548–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», согласно которым принудительные работы определяются в качестве самостоятельного вида наказания, что будет способствовать расширению практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы.

На решение проблем уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений и либерализацию уголовной ответственности за преступления экономической направленности направлены Федеральный закон от 18 марта 2023 года № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», предусматривающий смягчение ответственности за ряд преступлений экономической направленности, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 524-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», предоставляющий дополнительные процессуальные гарантии субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности, Федеральный закон от 6 апреля 2024 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», уточняющий размер дохода, ущерба, иных размерных признаков, позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в значительном, крупном или особо крупном размере, а также декриминализировавший осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым ряд преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав и причинением ущерба путем обмана, переведен в разряд административных правонарушений.

В последние годы ведется активная работы по установлению приоритетности избрания мер пресечения, не обусловленных изоляцией от общества. В данном аспекте можно отметить Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», уточняющий основания для заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей предпринимателей и Федеральный закон от 28 февраля 2025 года № 13-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», предусматривающий ограничение применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений ненасильственного характера; женщин, имеющих малолетних детей; лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.

Принят ряд законодательных актов, направленных на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 591-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предусматривающий возможность смягчения наказания женщинам, имеющим детей в возрасте до 4 лет и Федеральный закон от 29 мая 2024 года № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривающий немедленное исполнение постановления суда об освобождении осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью), и гуманизацию условий отбывания наказаний (Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“ и вступающий в силу 5 октября 2025 года Федеральный закон от 7 апреля 2025 года № 71-ФЗ „О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, направленный на совершенствование материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, и вопросов, связанных с обеспечением их вещевым довольствием).

Участники круглого стола сошлись во мнении, что подходы как к криминализации, так и гуманизации уголовного закона должны основываться на результатах предварительного изучения криминальной, криминогенной ситуации, а также судебной практики по рассмотрению уголовных дел о преступлении соответствующей категории и учитывать правоприменительную практику.



[i] Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установивший альтернативный лишению свободы вид наказания – принудительные работы.