«Круглые столы»

«Благотворительность (меценатство) как одно из условий формирования гражданского общества в России»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Благотворительность (меценатство) как одно из условий формирования гражданского общества в России»  участники «круглого стола»  отмечают, что в последние годы был принят ряд законодательных актов по совершенствованию законодательства Российской Федерации о благотворительной деятельности.

Благотворительная и добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. Важным шагом в развитии благотворительной деятельности стало формирование законодательства Российской Федерации о целевом капитале некоммерческих организаций.

Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов, касающихся создания условий для осуществления благотворительной деятельности. В частности, требуется совершенствование порядка участия благотворительных организаций в формировании и пополнении целевых капиталов некоммерческих организаций.

Кроме того, необходима унификация требований, критериев и иных условий отбора некоммерческих организаций, которым будут предоставляться различными государственными органами субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Помимо этого, целесообразно предусмотреть меры, направленные на установление единой нормативно закрепленной процедуры проведения конкурсов на предоставление грантов на осуществление социально значимой деятельности. Также требуется обеспечить открытость и прозрачность благотворительной деятельности.

В связи с этим, участники «круглого стола»  считают возможным  рекомендовать:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1.  Продолжить мониторинг правоприменительной практики  Федерального закона от 1 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» в части создания условий для осуществления благотворительной деятельности.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Разработать и внести в Государственную Думу законопроект, предоставляющий благотворительным организациям возможности:

2.1.1. участия в формировании и пополнении целевых капиталов некоммерческих организаций;

2.1.2.  участия в формировании и пополнении собственного целевого капитала и использовать доход от целевого капитала для достижения целей, ради которых благотворительная организация была создана;

2.1.3.  расширения источников формирования своего имущества доходами от целевого капитала.

2.2.  Разработать меры, направленные на стимулирование развития благотворительности в Российской Федерации.

2.3.  Поручить федеральным органам исполнительной власти обеспечить условия для благотворительной деятельности благотворительных организаций, а именно:

2.3.1.  сделать публичными основания, критерии и процедуру подачи заявки для включения в перечни российских организаций, международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению;

2.3.2. установить такие критерии оценки заявок заинтересованных организаций на включение в вышеуказанный перечень, как полное официальное название организации; вид организации (в соответствии с учредительными документами); когда и кем образована данная организация, и какие цели и задачи она преследует (в соответствии с уставом); для какой цели выплачиваются гранты; данные о величине грантов; список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей – количество выданных грантов); программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, окружающей среды, образования, культуры и искусства в Российской Федерации;

2.3.3. установить сроки для обращения представителей заинтересованных организаций для подачи заявки для включения в перечень;

2.3.4.  установить периодичность пересмотра и/или дополнения указанного перечня;

2.3.5. создать условия, обеспечивающие оперативное информирование представителей заинтересованных организаций об условиях и сроках для обращения о включении в перечень.

2.4. Предусмотреть меры, направленные на установление единой нормативно закрепленной процедуры проведения конкурсов по распределению грантов.

2.5. Регламентировать общие требования к заявкам, критериям и иным условиям отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставляться субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

2.6. Увеличить объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансирование государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

2.7. Совершенствовать методы налогового стимулирования физических и юридических лиц, занимающихся благотворительностью, а также освободить уплаты налога на доходы получателей субсидий и пожертвований в неденежной форме.

2.8. Разработать механизмы привлечения благотворительных организаций к участию в обсуждении решений, касающихся благотворительной деятельности.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

3.1. Обеспечить гласность, полноту и достоверность информации о благотворителях и благотворительных организациях, обеспечить доступ к этой информации всех заинтересованных сторон, включая общественность.

3.2. Принять меры к созданию единой информационной базы в сети Интернет, включающую информацию о государственной поддержке благотворительной деятельности, в том числе сведения о проводимых конкурсах на выделение грантов и субсидий и об их результатах.

3.3. Предусмотреть участие общественности в определении результатов конкурсов на выделение грантов и субсидий благотворительным организациям.

3.4. Формировать условия для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

4.1. Обеспечить участие институтов гражданского общества в формировании региональных и местных программ развития благотворительности и добровольческой деятельности.

4.2. Обеспечить гласность, полноту и достоверность информации о предоставляемых и выделенных грантах и субсидиях благотворительным организациям.

4.3. Осуществлять пропаганду благотворительности и добровольчества.

4.4. Учредить региональные и местные премии за благотворительность, меценатство и участие в добровольческой деятельности.

4.5. Распространять практику включения участников благотворительной деятельности в соответствующие экспертные советы и рабочие группы, а также учитывать их позиции в рамках процедур принятия соответствующих решений.

4.6. Принять меры к периодическому освещению в средствах массовой информации благотворительной или добровольческой деятельности, выпуску специализированных изданий. 

4.7. Не допускать сокращение объемов финансирования бюджетного учреждения исходя из объемов полученных им благотворительных пожертвований.

4.8. Предоставлять поддержку формированию и деятельности региональных и муниципальных центров добровольчества, а также организаций, реализующих практику сбора пожертвований населения.

4.9. Развивать инфраструктуру содействия благотворительной и добровольческой деятельности граждан по месту жительства, в том числе на базе организаций территориального общественного самоуправления.

4.10. Формировать корпус подготовленных специалистов в сфере управления добровольческими ресурсами.

5. Институтам гражданского общества:

5.1. Рассмотреть вопрос о расширении сферы своей деятельности для выполнения следующих задач:

5.1.1. просвещения населения в части пропаганды благотворительности и добровольчества;

5.1.2. оказания юридической и иной помощи благотворительным организациям;

5.1.3. привлечения молодежи к участию в добровольческой деятельности.

5.2. Распространять лучшие практики осуществления благотворительной деятельности.

5.3. Учреждать общественные награды благотворителям, меценатам и участникам добровольческой деятельности.

5.4. Предоставлять информационную и консультационную поддержку благотворительным организациям и иным участникам благотворительной деятельности.

5.5. Обеспечить формирование системы моральных стимулов для участия в благотворительной и добровольческой деятельности, содействующих ее общественному признанию.

5.6. Развивать международное сотрудничество в сфере благотворительной деятельности и добровольчества.

Первый заместитель председателя
Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству,
правовым и судебным вопросам,
развитию гражданского общества  
Б.И. ШПИГЕЛЬ