«Круглые столы»

«Итоги выборов в субъектах Российской Федерации как перспектива совершенствования избирательного законодательства»

Рекомендации

«Круглый стол» на тему «Итоги выборов в субъектах Российской Федерации как перспектива совершенствования избирательного законодательства» был проведен Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в целях подведения итогов прошедших  14 октября 2012 года выборов в субъектах Российской Федерации, учета их результатов при оценке состояния и возможностей дальнейшего совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации.

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители политических партий, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, средств массовой информации.

14 октября 2012 года состоялись выборы в 77 субъектах Российской Федерации, в пяти регионах прошли прямые выборы губернаторов, в шести – выборы в региональные законодательные собрания. В среднем по стране проголосовали 42 процента избирателей, на губернаторские выборы пришли  4, 5 миллиона россиян, на выборы депутатов региональных парламентов - более 19 миллионов человек.

Выборы показали действенность механизмов саморегуляции как в политической сфере, так и конституционного строя Российской Федерации. Данный механизм уже сложился и работает достаточно надежно.

Институт выборов признан современным конституционным правом одним из основных элементов демократической государственности. Уровень правосознания населения и готовность граждан защищать свои избирательные права непосредственно влияют на климат в общественных правоотношениях. Сделанный населением наших городов и районов выбор 14 октября 2012 года свидетельствует о серьезном продвижения вперед в укреплении российской государственности и данный выбор подтверждает поддержку действующих институтов власти.

Проводимая политическая реформа создает инклюзивную систему участия в политических процессах. На общем фоне подлинной конкуренции  градус протестных оппозиционных настроений снизился, что предоставляет возможность власти в дальнейшем  осуществлять реформу политической системы в обстановке, соответствующей правовым и общественным реалиям.

Участники «круглого стола» констатировали, что в современной России идет процесс демократизации общественных институтов, развивается многопартийность, политические партии становятся одним из основных механизмов демократии. Выступая посредниками между обществом и властью, они играют важную роль в механизме функционирования демократии. Вместе с тем, участники круглого стола обратили внимание на опасность движения в направлении трансформации от государства гражданского к государству партийному.

Следует отметить, что без активного участия гражданского общества в формировании принципа нетерпимости к нарушениям избирательного законодательства, взаимного уважения участников выборов друг к другу не удастся обеспечить проведение выборов на должном уровне. И здесь одним из важнейших направлений в развитии политической системы является участие общественных институтов в контроле за проведением выборов всех уровней, а также независимой общественной экспертизе законопроектов в сфере законодательства о выборах.

Обсудив вопрос об итогах прошедших 14 октября 2012 года выборов в субъектах Российской Федерации, с учетом результатов при оценке состояния и возможностей дальнейшего совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации, участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:

Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

- В приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на внесение изменений в законодательство Российской Федерации о выборах и политических партиях;

 - Продолжить работу по  проведению мониторинга нормативных правовых актов в сфере избирательного законодательства и правоприменительной практики по вопросам обеспечения организации и проведения выборов в Российской Федерации, участия в них политических партий.

 Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

- Продолжить работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование избирательного законодательства, в том числе с учетом предложений, поступивших от участников «круглого стола»;

- Совершенствовать работу избирательных комиссий с учетом изменений в законодательстве, связанных с участием в выборах большого количества политических партий, подготовкой соответствующих бюллетеней, обеспечением гласности, представительства политических партий в деятельности избирательных комиссий и участием политических партий в выборах в Российской Федерации;

- Совершенствовать работу по обеспечению доступа граждан, организаций, политических партий к информации о деятельности избирательных комиссий, включая размещение информации на официальных сайтах избирательных комиссий.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

- Проводить мониторинг законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере  избирательного законодательства, а также правоприменительной практики по вопросам обеспечения организации и проведения выборов в субъектах Российской Федерации, участия в них политических партий;

- Содействовать работе общественных объединений по осуществлению общественного контроля за проведением выборов, общественной экспертизы законопроектов в сфере законодательства о выборах, участия в выборах политических партий, общественных объединений.

 

Общественной палате Российской Федерации, общественным палатам субъектов Российской Федерации, общественным объединениям:

- Обеспечить осуществление общественного контроля за выборами и независимой общественной экспертизы нормативных правовых актов общественными палатами субъектов Федерации, городских округов и муниципальных районов, другими институтами гражданского общества, а также проведение общественной антикоррупционной экспертизы законопроектов в сфере законодательства о выборах и участия в них политических партий, общественных объединений;

- Конструктивно взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления в вопросах организации и проведения выборов, осуществления систематического мониторинга практики реализации мер в области избирательного права, законодательства о политических партиях, общественных объединениях;

- Общественной палате Российской Федерации обобщать региональный опыт общественных организаций, инициатив общественных палат по вопросам выборов; распространять и тиражировать опыт гражданского участия в выборных процессах в регионах Российской Федерации.

Средствам массовой информации:

- Осуществлять пропаганду политики государства в сфере  законодательства о выборах и политических партиях путем широкого обсуждения изменений в законодательстве, а также правоприменительной практики в указанной области и недопущения публикации недостоверной и неподтвержденной информации в части, касающейся выборов, участия в них политических партий, общественных объединений;

- Широкое обсуждение вопросов проведения выборов различного уровня, повышение информированности граждан об избирательном законодательстве, особенностях выборных процессов и участия в выборах политических партий и общественных объединений.