«Круглые столы»

«Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в сфере защиты прав детей-инвалидов»

(в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688).

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по социальной политике

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Общественная палата Российской Федерации

Москва,
Общественная палата Российской Федерации

Рассмотрев вопрос о взаимодействии институтов гражданского общества и государства в сфере защиты прав детей-инвалидов в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Указ № 1688), участники "круглого стола" отмечают:

Указ № 1688 направлен на совершенствование государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в число которых входят и дети-инвалиды.

С целью обобщения информации о мерах, принятых по реализации Указа № 1688, и проблемах, возникших при их реализации, были направлены запросы в профильные министерства и ведомства, а также высшие законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с поступившими ответами Советом Федерации был подготовлен аналитический вестник, в котором были систематизированы предложения по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, детей-инвалидов.

Следует отметить, что принятая нормативная база в целом обеспечивает реализацию Указа № 1688.

Вместе с тем ряд поручений не исполнен в полном объеме. Так, например, в ответах профильных министерств указывается, что не требуются дополнительные меры по совершенствованию порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как существует единый порядок оказания такой помощи, независимо от принадлежности к той или иной льготной категории.

Поручение же о разработке механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению ежемесячного денежного вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям; к осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных и патронатных семьях, дифференцированных в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента, фактически не исполнено. Указываются общие меры, принятые по его исполнению (проведение совещаний, различных конкурсов). Фактически же проект доклада Президенту Российской Федерации по данному вопросу не согласован, и финансирование данных мер не предусмотрено.

Необходимо отметить, что статистическая информация, предоставляемая органами государственной власти, не согласуется между собой, например, около ста тысяч детей-инвалидов не учтены в системе образования Российской Федерации. Таким образом, следует сформировать персональный реестр детей-инвалидов, который позволит обеспечивать реализацию их прав и интересов всеми профильными министерствами и ведомствами.

Требуют дополнительной проработки и иные вопросы защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Учитывая изложенное, участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", № 649934-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание".

1.2. Поддержать законодательные инициативы, направленные на создание механизмов поддержки граждан, воспитывающих детей-инвалидов, а также на повышение гарантий реализации прав лиц, находящихся под опекой и попечительством.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Уточнить порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи с учетом необходимости приоритетного обеспечения такой помощью детей-сирот и детей-инвалидов.

2.2. Сформировать эффективную систему контроля проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, детей-инвалидов.

2.3. Обеспечить координацию работы всех профильных министерств и ведомств по предоставлению необходимых сведений для включения в федеральный реестр инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, формирование которого позволит обеспечить эффективную реализацию их прав и интересов (в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»).

2.4. Рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона, предусматривающего взимание платы с родителей в размере части получаемого ими пособия на ребенка-инвалида в случае передачи его для проживания в детский дом-интернат.

2.5. Рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона, направленного на расширение перечня и увеличении размера налоговых льгот детям-инвалидам и лицам, воспитывающим ребёнка-инвалида, предоставление работникам, воспитывающим детей-инвалидов, дополнительных к установленным действующими нормативными правовыми актами гарантий в социально-трудовой сфере.

2.6. Рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона, направленного на установление права на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства семьям, в которых воспитывается ребёнок-инвалид.

2.7. Рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона, направленного на расширение направлений использования средств материнского (семейного) капитала в случае рождения (усыновления) ребёнка-инвалида.

2.8. Рассмотреть вопрос об уточнении порядка определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075), исключив из перечня выплат, учитываемых в структуре дохода инвалидов (подпункт «ж» пункта 5 Правил), такие иные социальные выплаты, как ЕДЕ и ЕДК (ежемесячные денежные выплаты в связи с отказом инвалида от «социального пакета», то есть получения льгот в натуральной форме, и ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг).

2.9. Поручить федеральным органам исполнительной власти:

- предусмотреть комплекс мер, направленных на профилактику отказов родителей от детей-инвалидов, включающую разработку методических рекомендаций для медицинских и социальных работников, взаимодействующих с родителями детей-инвалидов, создание системы информирования родителей об их правах в сферах воспитания, образования, здравоохранения, социальной защиты и других сферах;

- принять меры к разработке и утверждению дополнительных показателей форм статистического наблюдения и мониторинга системы оказания услуг инвалидам, в том числе, детям-инвалидам;

- обеспечить реализацию родителями (законными представителями) ребёнка-инвалида права на ознакомление по их обращению с протоколом проведения и актом медико-социальной экспертизы ребёнка;

- предусмотреть создание в субъектах Российской Федерации центров независимой медико-социальной экспертизы, в том числе, с привлечением специалистов частной системы здравоохранения и представителей общественных организаций инвалидов, или выработать иной механизм проведения независимого освидетельствования граждан на предмет признания их инвалидами;

- предусмотреть в рамках программных мероприятий выделение жилых помещений, в том числе, общежитий, социальных квартир, приспособленных (адаптированных) для проживания инвалидов;

- рассмотреть вопрос об установлении категории «ребенок со сложным дефектом развития» детям, имеющим третью степень ограничения по всем основным категориям жизнедеятельности, с целью возможного увеличения размера пенсии по инвалидности, расширении мер социальной поддержки семей с такой категорией детей-инвалидов (дети-инвалиды данной категории нуждаются в постоянном уходе, присмотре, технических средствах реабилитации);

- создать условия для развития системы санаторно-курортного лечения инвалидов с интеллектуальными расстройствами и сочетанными нарушениями;

- создать мастерские, творческие кружки, спортивные секции в каждом доме-интернате, психоневрологическом интернате.

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

3.1. Обеспечить формирование региональных общественных советов с включением представителей общественных и пациентских организаций.

3.2. Разработать и внедрить на всей территории Российской Федерации технологию раннего скрининга, направленную на внедрение системы выявления тяжелых заболеваний детей.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

4.1. Организовать проведение общероссийского мониторинга обеспеченности детей-инвалидов образовательными услугами, в том числе, в части зачисления детей-инвалидов в образовательные учреждения.

4.2. Ввести в педагогических ВУЗах курс обучения студентов основам инклюзивного образования, а также включить вопросы инклюзивного образования детей-инвалидов с различной степенью физических и умственных ограничений в цикл повышения квалификации педагогических работников.

4.3. Обеспечить образовательные организации спортивным инвентарём, специально адаптированным для детей-инвалидов, в целях расширения возможностей их доступа к занятиям физической культурой и спортом.

4.4. Обеспечить образовательные организации методическими пособиями по организации обучения детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения, в том числе, уточняющие основания для отказа в приеме в такие учреждения детей-инвалидов с множественными нарушениями развития (медицинские противопоказания, отсутствие навыков самообслуживания).

4.5. Принимать меры по внедрению новых форм реабилитации детей-инвалидов в образовательных учреждениях (иппотерапия, арт-терапия, акватерапия и т. д.).

4.6. Сформировать систему целевого обучения одаренных детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

5.1. Рассмотреть возможность уточнения понятия «неработающий член семьи работника, проживающего в районах Крайнего Севера, либо местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», включив в него детей работника, являющихся инвалидами с детства, достигших 18 лет, которые являются нетрудоспособными и проживают совместно с работником, с целью предоставления им компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

5.2. Обеспечить формирование региональных общественных советов с включением представителей общественных организаций.

6. Общественной палате Российской Федерации:

Рассмотреть вопрос о возможных формах и функционале специализированных информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам общественного контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей-инвалидов, на которых в систематизированном виде можно было бы размещать информацию о правовом и методическом обеспечении общественного контроля, положительном опыте из разных регионов страны, проведении мероприятий и результатах проверок, предложениях в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления и их ответах на такие предложения.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

7.1. Предусмотреть в государственных и муниципальных программах мероприятия по формированию доступной (безбарьерной) среды для инвалидов.

7.2. Обеспечить поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в оказании социальных услуг детям-инвалидам.

7.3. Создавать в регионах службы ранней комплексной помощи семьям, имеющим в своём составе ребёнка-инвалида.

8. Общественным палатам субъектов Российской Федерации:

Провести в 2015 году мероприятия по вопросу о проблемах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в субъектах Российской Федерации.

9. Средствам массовой информации:

9.1. Осуществлять сотрудничество с органами опеки и попечительства и учреждениями для детей-сирот в распространении информации о детях, нуждающихся в помощи и усыновлении.

9.2. Информировать общественность (в доступных формах и жанрах программ и передач) о проблемах и нуждах детей-инвалидов и их родителей, а также положительном опыте семей, взявших на воспитание ребёнка-инвалида.

9.3. Активизировать социальную рекламу в СМИ, посвящённую темам равенства прав и свобод граждан вне зависимости от наличия и отсутствия инвалидности, интеграции инвалидов в общество, созданию для них доступной (безбарьерной) среды.

Председатель  Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский

Председатель  Комитета  Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства  Д.Г. Гурцкая