Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отмечает следующее.
Проект федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 3 сентября 2014 года, принят в первом чтении 22 октября 2014 года, во втором чтении – 30 июня 2015 года, в третьем – 3 июля 2015 года.
Федеральный закон направлен на комплексное урегулирование вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета недвижимого имущества в едином нормативном правовом акте.
Федеральным законом осуществляется переход к единой учетно-регистрационной процедуре в отношении недвижимого имущества путем формирования Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), включающего в себя сведения о правах, ограничениях, обременениях недвижимого имущества, сделках с недвижимым имуществом, сведения о недвижимом имуществе, полученные в результате государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).
Порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
В целях ведения ЕГРН создается федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН. Оператором федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях.
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал, единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, включая порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы, состав сведений и порядок заполнения таких запросов, а также порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. С государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Сведения о государственных регистраторах прав вносятся органом регистрации прав в реестр государственных регистраторов прав, порядок ведения и состав сведений которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в ЕГРН, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам (сведениям), за исключением сведений, внесенных в ЕГРН из других государственных информационных ресурсов.
Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных его положений.
Обеспечение приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом изданных Правительством Российской Федерации и находящимися в его ведении федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, а также принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Федерального закона, осуществляется до 1 января 2017 года.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы статьи 106 Конституции Российской Федерации (финансовое регулирование).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
Председатель Комитета А.А.Клишас