Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел в соответствии предметами ведения Федеральный закон «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и отмечает следующее.
Проект федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 27 апреля 2015 года, принят в первом чтении 19 мая 2015 года, во втором чтении – 30 июня 2015 года, в третьем – 3 июля 2015 года.
Федеральный закон определяет правовое положение, цели деятельности, полномочия и функции, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее – Корпорация).
Корпорация является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности», а также нормативно-правовое регулирование в данной сфере.
Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Корпорация имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей ее создания. Прибыль Корпорации, полученная в результате ее деятельности, направляется исключительно для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом.
Корпорация отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Корпорации, а Корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, если они не приняли на себя соответствующие обязательства.
На Корпорацию не распространяется действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Корпорации и ее должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
Со дня государственной регистрации Корпорации в качестве юридического лица к ней переходят все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным Федеральным космическим агентством от имени Российской Федерации. Корпорация выполняет в полном объеме функции уполномоченного органа Российской Федерации, ответственного за реализацию межгосударственных соглашений в области космической деятельности.
Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства Корпорация становится процессуальным правопреемником (правопреемником) Федерального космического агентства в гражданском и уголовном судопроизводстве, в судопроизводстве в арбитражных судах, а также в производстве по делам об административных правонарушениях, правопреемником Российского авиационно-космического агентства и Федерального космического агентства в отношении принадлежащих Российской Федерации в лице Российского авиационно-космического агентства и Федерального космического агентства объектов интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности, а также правопреемником Федерального космического агентства в отношении использования радиочастот или радиочастотных каналов, выделенных Федеральному космическому агентству.
Федеральный закон определяет полномочия и функции Корпорации в области управления космической деятельностью, в области нормативно-правового регулирования. Проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, относящихся к сфере деятельности Корпорации, подлежат согласованию с Корпорацией. Нормативные правовые акты Корпорации подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном для регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Корпорация является учредителем созданных ею учреждений и собственником их имущества. Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации функции учредителя и права собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, включаемых в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Имущество Корпорации является ее собственностью, формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, субсидий из федерального бюджета, средств специальных резервных фондов Корпорации и имущества, созданного за их счет, а также за счет имущества, полученного по иным основаниям.
Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации права акционера акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных унитарных предприятий, акции которых в соответствии с решением Президента Российской Федерации подлежат передаче в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы акционерных обществ Корпорации, до передачи указанных акций акционерным обществам Корпорации.
Корпорация имеет право открывать представительства и создавать филиалы, в том числе за пределами Российской Федерации; создавать учреждения Корпорации; участвовать в хозяйственных обществах и других организациях; совершать сделки, приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права.
Корпорация для достижения своих целей и с учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает программу деятельности Корпорации. Финансовое обеспечение деятельности Корпорации осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, имущества Корпорации и иных средств Корпорации и организаций Корпорации.
В целях осуществления процедур передачи Корпорации федерального имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации предусматривается переходный период, который действует со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до завершения процедуры передачи Корпорации указанного имущества, но не более пяти лет.
Федеральным законом определен порядок создания Корпорации ее реорганизации и ликвидации.
Федеральным законом установлен переходный период, а также полномочия и функции Корпорации в переходный период.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации (бюджетное и финансовое регулирование).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Председатель Комитета А.А.Клишас