Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» и отмечает следующее.
Проект федерального закона «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 мая 2015 года, принят в первом чтении 15 сентября 2015 года, во втором чтении 17 ноября 2015 года, в третьем — 20 ноября 2015 года.
В настоящее время актом, регулирующим деятельность по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу, является Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, которая заключена в Гааге 5 октября 1961 года и вступившая в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года.
Данный Федеральный закон устанавливает системный подход к регулированию правоотношений, возникающих в указанной сфере, путем принятия самостоятельного федерального закона, устраняя существующие пробелы в законодательстве.
С этой целью Федеральным законом определяются полномочия компетентных органов в области проставления апостиля. Перечень компетентных органов устанавливается Правительством Российской Федерации, которое координирует деятельность компетентных органов в данной области, осуществляет ее научно-методическое сопровождение. Полномочия компетентных органов устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается срок проставления апостиля, который не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля и который может быть продлен компетентным органом до тридцати рабочих дней в случае необходимости направления компетентным органом запроса. За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина.
Федеральный закон предполагает ведение Реестра апостилей, которое осуществляется компетентным органом. Ведение Реестра может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации».
Председатель Комитета А.А.Клишас