Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 ноября 2015 года, и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование механизма государственного контроля за деятельностью религиозных организаций в части выявления нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе фактов причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности.

Федеральным законом устанавливается, что действие статьи 32 «Контроль за деятельностью некоммерческой организации» Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. Федеральный государственный надзор за деятельностью религиозных организаций будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

При этом предусматриваются такие права федерального органа государственной регистрации (Министерства юстиции Российской Федерации) и его территориальных органов при осуществлении контрольных полномочий в отношении деятельности религиозных организаций, как:

— запрашивать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации;

— запрашивать у религиозной организации документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации в случае, если религиозная организация получала иностранное финансирование и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

— запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации у органов государственного контроля (надзора);

— направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации;

— проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом;

— вынести религиозной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца.

Определяются основания для проведения внеплановой проверки религиозной организации, а именно: истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении; поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма); наличие приказа (распоряжения) руководителя федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. При этом предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма) не допускается.

Помимо этого, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» дополняется новой статьей 251, предусматривающей порядок предоставления отчетности религиозными организациями, получившими денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Такие религиозные организации обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, об их фактическом расходовании (использовании), а также ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования указанный отчет.

Вводится дополнительное основание для ликвидации религиозной организации в судебном порядке за неоднократное непредставление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок вышеназванного отчета при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

Правовым последствием вступления в силу Федерального закона станет совершенствование механизма государственного контроля за деятельностью религиозных организаций.

Федеральный закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

В соответствии с пунктом «а1» части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.

Федеральный закон принят в соответствии с пунктами «а», «в», «г» и «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации по предмету ведения Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и одобрить его.

 

Председатель Комитета А.А. Клишас