Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному конституционному закону «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.

Проект Федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу членом Совета Федерации А.А.Клишасом и депутатами Государственной Думы В.Н.Плигиным, М.В.Емельяновым, В.Н.Лихачевым, А.Н.Диденко и В.В.Ивановым 18 ноября 2015 года и был одобрен Государственной Думой 2 декабря 2015 года в первом чтении, 4 декабря 2015 года во втором и в третьем чтениях.

Федеральный конституционный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П, установившего правомочие федерального законодателя – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации – предусмотреть не противоречащий юридической природе Конституционного Суда Российской Федерации и его предназначению как высшего судебного органа конституционного контроля специальный правовой механизм разрешения им вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции Российской Федерации исполнить вынесенное по жалобе против России решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в том числе в части мер общего характера.

 

С этой целью вносятся изменения в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон закрепляет полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по разрешению вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

Федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. Указанный запрос предлагается признавать допустимым, если заявитель считает, что исполнение решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека проверяет возможность исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, с точки зрения основ конституционного строя Российской Федерации и установленного Конституцией Российской Федерации правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации наделяются правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании положений Конституции Российской Федерации в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.

Толкование положений Конституции Российской Федерации, устраняющее неопределенность в понимании выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации в смысле невозможности исполнения соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения этих положений Конституции Российской Федерации, означает, что какие‑либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).

В ходе работы над проектом Федерального конституционного закона в его текст были внесены поправки юридико-технического и уточняющего характера.

Федеральный конституционный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.

Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в Федеральном конституционном законе не выявлено.

Комитет Совета Федерации по международным делам предлагает одобрить Федеральный конституционный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Председатель Комитета А.А. Клишас