Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2014 года депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным, В.А. Поневежским, А.В. Кретовым, Т.К. Агузаровым, З.А. Муцоевым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, Б.К. Балашовым, Н.В. Герасимовой, Р.Д. Курбановым, В.В. Гутеневым, Т.Н. Москальковой, Н.А. Шайденко, Е.Л. Николаевой, А.Б. Выборным, В.В. Ивановым и принят Государственной Думой 17 июня 2015 года в первом чтении, 4 декабря 2015 года – во втором и третьем чтениях.

Федеральный закон направлен на уточнение полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих порядок внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и административную ответственность за неисполнение обязанности по внесению такой платы.

В этих целях Федеральный закон вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также признает утратившим силу абзац четвертый пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля
2011 года № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, Федеральный закон излагает в новой редакции
статью 12.213 «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» Кодекса, предусматривающей установление административной ответственности за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, в виде наложения административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей. За повторное совершение названного правонарушения штрафные санкции для собственников (владельцев) транспортных средств, а также водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, Федеральный закон устанавливает в размере десяти тысяч рублей. Корреспондирующие изменения, предусматривающие возможность установления штрафных санкций для граждан за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 12.213 Кодекса, в размере до десяти тысяч
рублей, Федеральный закон вносит в абзац первый части 1
статьи 3.5 «Административный штраф» Кодекса.

Одновременно Федеральный закон вносит изменения в часть 6
статьи 311 «Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточняющие, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств.

Согласно примечанию 2 к статье 12.213 Кодекса собственник (владелец) указанного в части 1 данной статьи транспортного средства, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 названной статьи Кодекса, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

При этом в соответствии с примечанием 1 к статье 12.213 Кодекса лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 указанной статьи Кодекса, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.

Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 23.36 «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор», наделяющие должностных лиц указанного федерального органа и его территориальных органов полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.213 Кодекса в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, за исключением случаев фиксации указанных административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Федеральный закон также вносит изменения в часть 3
статьи 31.5 «Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания» Кодекса, предусматривающие, что в отношении лиц, которым назначен административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных, статьей 12.9 «Превышение установленной скорости движения», частями 6 и 7
статьи 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» либо статьей 12.213 Кодека, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется. А согласно изменениям, вносимым в часть 12 статьи 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» Кодекса административный штраф, назначенный за совершение указанных административных правонарушений должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При этом Федеральный закон вносит изменения в часть 1
статьи 27.13 «Задержание транспортного средства» Кодекса, предусматривающие, что в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 или статьей 12.213 Кодекса в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа.
При этом задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 статьи 27.13 Кодекса, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

Корреспондирующее изменение, предусматривающее, что транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, в случае обнаружения в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации транспортных средств нарушения данным средством законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, может быть допущено для дальнейшего движения по территории Российской Федерации только после устранения такого нарушения, Федеральным законом вносится в пункт 4 статьи 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». При этом в связи с внесением данного изменения согласно действующей редакции названной нормы в случае обнаружения указанного нарушения в стационарных и передвижных контрольных пунктах на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации, в передвижных контрольных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств или в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде транспортного средства с территории Российской Федерации данное транспортное средство задерживается в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях до устранения причин задержания. При выезде с территории Российской Федерации транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, указанное транспортное средство задерживается до устранения причин задержания и предъявления документа, подтверждающего уплату административного штрафа.

Кроме того, Федеральным законом в статью 311 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся иные изменения, направленные на совершенствование порядка внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

В частности, Федеральный закон излагает часть 8 статьи 311 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в новой редакции, вступающей в силу с 15 апреля 2016 года. Так в соответствии с новой редакцией названной нормы устанавливаемый Правительством Российской Федерации порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, должен включать в том числе положения о сроках внесения такой платы, возможности отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам.

Одновременно рассматриваемый Федеральный закон, что с 15 ноября 2016 года статья 311 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется новой частью 9, согласно которой порядок перечисления в доход федерального бюджета платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета в целях исполнения положений настоящей статьи, порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания такой платы, а также правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Принятие и реализация названных изменений будет существенно способствовать адаптации автотранспортного бизнеса к введению платы за проезд по федеральным дорогам транспортных средств массой свыше 12 тонн, а также позволит установить равноправие отечественных и иностранных перевозчиков.

Федеральный закон также уточняет установленный статьей 23.3 «Органы внутренних дел (полиция)» Кодекса перечень должностных лиц органов внутренних дел (полиции), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.20 «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах», а также статьей 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» Кодекса.

В частности, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.21 Кодекса, от имени органов внутренних дел (полиции), Федеральный закон наделяет начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальников линейных отделений (пунктов) полиции, а также старших участковых уполномоченных полиции и участковых уполномоченных полиции. При этом старшие участковые уполномоченные полиции и участковые уполномоченные полиции Федеральным законом наделяются также полномочиями по рассмотрению от имени органов внутренних дел (полиции) дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.20 Кодекса. Для этого Федеральный закон вносит изменения в пункты 3 и 9 части 2 статьи 23.3 Кодекса.

Одновременно Федеральный закон вносит изменение в часть 3 статьи 23.3 Кодекса, предусматривающее, что начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей, а не двух как это предусмотрено действующей редакцией названной нормы Кодекса.

Внесение названных изменений позволит повысить эффективность деятельности органов внутренних дел, а также будет способствовать сокращению издержек при производстве по делам об административных правонарушениях, соблюдению сроков рассмотрения дел, обеспечению прав участников производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 5 рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предлагает одобрить данный Федеральный закон.

Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Председатель Комитета А.А. Клишас