Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона „О некоммерческих организациях“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 декабря 2015 года, и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на уточнение вопросов исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, а также установление возможности принятия решения высшего органа управления некоммерческой организацией путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Определяется, что если иное не предусмотрено федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

При этом предусматривается, что федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Федеральным законом устанавливается, что если иное не предусмотрено федеральными законами, решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по отдельным вопросам, отнесенным к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

При этом в протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в совершенствовании порядка принятия решения высшим органом управления некоммерческой организацией.

Федеральный закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

В соответствии с пунктом «а1» части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.

Следует отметить, что членом Совета Федерации А.А.Клишасом были внесены в Государственную Думу шесть поправок к проекту рассматриваемого Федерального закона, которые были приняты.

Федеральный закон принят в соответствии с пунктами «в» и «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации по предмету ведения Российской Федерации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона „О некоммерческих организациях“ и одобрить его.

 

Председатель Комитета А.А. Клишас