Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона внесен в Государственную Думу 8 мая 2015 года Правительством Российской Федерации и был принят 1 июля 2015 года в первом чтении, 1 декабря 2015 года во втором чтении, 15 декабря 2015 года в третьем чтении.
Проект рассматриваемого Федерального закона был разработан во исполнение пункта 11 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование системы третейского судопроизводства и призван, заменяя действующий в настоящее время Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», создать эффективный механизм разрешения хозяйственных споров с учетом современных мировых практик.
Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации. Положениями Федерального закона устанавливается компетенция третейского суда, общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров, определяется сфера деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений.
В этой части следует отметить, что постоянно действующие арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях, получивших предоставляемое актом Правительства Российской Федерации право на осуществление функций такого учреждения. Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации могут функционировать в качестве постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством Российской Федерации такого права. Кроме того частью 2 статьи 44 Федерального закона предусмотрено какие субъекты не вправе создавать данные учреждения — к ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации и компании, политические партии и религиозные организации, а также адвокатские и нотариальные палаты.
Указанные подразделения некоммерческих организаций будут выполнять функции по организационному обеспечению процесса разрешения спора и принятия решения третейским судом. При этом Федеральным законом вводится термин «администрирование арбитража», которое включает в деятельность по организационному обеспечению арбитража обеспечение процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведение делопроизводства, организацию сбора и распределения арбитражных сборов.
Федеральным законом вводится подробное регулирование вопросов, связанных с заключением арбитражного соглашения, четко регламентируется процедура ведения арбитража (третейского разбирательства), принятия арбитражного решения, приведения его в исполнение, оспаривания арбитражного решения, а также прекращения арбитража.
Одной из новелл Федерального закона, направленных на предотвращение злоупотреблений с использованием решений третейских судов, является положение, предусматривающие, что внесение изменений в юридически значимые реестры в Российской Федерации на основании решений третейских судов (арбитражных решений), осуществляется только при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда. Это положение действительно и в отношении арбитражного решения, не требующего принудительного приведения в исполнение.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона он вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Главой 12 Федерального закона регулируются вопросы переходного периода, связанные с введением его в действие. В частности предусматривается, что со дня вступления Федерального закона в силу нормы Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до момента вступления Федерального закона в силу. При этом положения глав Федерального закона, касающихся оспаривания арбитража и приведения в исполнение арбитражного решения, применяются и в отношении арбитража, начатого и не завершенного до момента вступления Федерального закона в силу.
Также следует отметить, что данный Федеральный закон был внесен в Государственную Думу Российской Федерации в пакете с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Рассматриваемый Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Председатель Комитета А.А. Клишас