Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи»

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“ (далее – Федеральный закон), проект которого был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон направлен на совершенствование механизма использования электронной подписи в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.Федеральный закон вносит соответствующие изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон №63-ФЗ).

Федеральный закон конкретизирует понятие «квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи»; определяет порядок вручения сертификата ключа проверки электронной подписи и механизм подтверждения владения ключом электронной подписи.

В соответствии с Федеральным законом при создании электронной подписи средства электронной подписи должны показывать самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для отображения информации, подписываемой c использованием указанных средств, лицу, осуществляющему создание электронной подписи, содержание информации, подписание которой производится. При проверке электронной подписи также должно быть показано самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для отображения информации, подписанной с использованием указанных средств, содержание электронного документа, подписанного электронной подписью (изменения вносятся в статью 12 Федерального закона №63-ФЗ).

Федеральный закон конкретизирует порядок прекращения действия сертификата ключа проверки электронной подписи (изменения вносятся в статью 14 Федерального закона №63-ФЗ).

Статья 15 Федерального закона №63-ФЗ, регламентирующая вопрос аккредитации удостоверяющего центра, дополняется новыми пунктами, направленными на усиление требований, предъявляемых к аккредитованным удостоверяющим центрам, с целью повышения ответственности таких центров.

Федеральным законом закрепляются положения, направленные на устранение возможности установления правовых ограничений при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи субъектами электронного документооборота. Операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличия в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах (изменения вносятся в статью 17 Федерального закона №63-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом аккредитованный удостоверяющий центр с использованием инфраструктуры осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем. Для заполнения квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов: выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя — юридического лица; выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя — индивидуального предпринимателя; выписку из единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя — иностранной организации.

В случае, если полученные сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром установлена личность заявителя, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном случае аккредитованный удостоверяющий центр отказывает заявителю в выдаче сертификата.

Принятие Федерального закона позволит унифицировать систему электронного документооборота при предоставлении государственных (муниципальных) услуг для граждан и организаций в электронной форме, а также исполнение соответствующих государственных (муниципальных) функций.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“.

 

Председатель Комитета А.А.Клишас