Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (проект № 837877–6) (далее – Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 13 июля 2015 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 10 ноября 2015 года в первом чтении, 15 декабря 2015 года во втором чтении и 18 декабря 2015 года в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В этих целях Федеральный закон дополняет Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определением «иностранной структуры без образования юридического лица», под которой понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей.
Федеральный закон также распространяет действие Федерального закона № 115-ФЗ на иностранные структуры без образования юридического лица, в том числе предусматривает порядок обслуживания таких лиц кредитными организациями, перечень предоставляемой такими лицами информации и т. д.
Помимо этого, Федеральным законом модернизируется процедура документальной фиксации и предоставления информации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Такие организации предоставляют в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от заключения договоров и (или) расторжения договоров с клиентами по инициативе этих организаций, при наличии подозрений о том, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Уполномоченный орган направляет информацию, представленную организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в Центральный банк Российской Федерации. В свою очередь Центральный банк Российской Федерации доводит полученную от уполномоченного органа информацию до сведения кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Указанные организации учитывают эту информацию при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Председатель Комитета А.А. Клишас