Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отмечает следующее.
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.В.Пинским, П.Р.Качкаевым, А.Г.Сидякиным, А.А.Ремезковым, В.Е.Булавиновым, М.М.Абасовым, Р.М.Марданшиным, Б.К.Балашовым, М.Х.Юсуповым, В.П.Водолацким, М.Т.Гаджиевым, Р.Ф.Абубакировым, Е.Л.Николаевой, С.В.Кривоносовым, В.В.Гутеневым, А.Б.Выборным, В.В.Ивановым 10 апреля 2015 года, принят в первом чтении 10 июня 2015 года, во втором и третьем чтениях с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 22 января 2016 года.
Данный Федеральный закон направлен на регулирование вопросов, возникающих на практике в связи с вступлением в силу 1 сентября 2014 года Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», определяющего новые общие правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о гражданско-правовом положении юридических лиц.
В этой связи Федеральным законом вносятся изменения в ГК РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривающие, что указанными законодательными актами устанавливаются особенности правового положения отдельных организационно-правовых форм юридических лиц и определяется порядок внесения записей в единый государственный реестр юридических лиц.
Следует отметить, что согласно нормам пункта 4 статьи 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются данным Кодексом. При этом особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Таким образом, специальные законы могут предусматривать правила об особенностях правового регулирования статуса отдельных юридических лиц.
Данный Федеральный закон дополняет главу 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» новой статьей 51 «Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов)», в которой устанавливает, что общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов).
При этом учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган, а также войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.
Положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитеты-соисполнители рекомендуют одобрить данный Федеральный закон. Правовое управление Аппарата Совета Федерации замечаний по Федеральному закону не имеет.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель Комитета А.А.Клишас