Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения А.А. Клишасом обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в 2019 году

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас осуществляет полномочия полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Конституционный Суд) с 29 ноября 2016 года.

К основным направлениям деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде относится рассмотрение запросов судей Конституционного Суда по вопросам конституционности законов, одобренных Советом Федерации, представительство интересов палаты Федерального Собрания при рассмотрении запроса Совета Федерации в Конституционном Суде и другие.

В 2019 году Конституционным Судом принято более 3,6 тысяч решений, рассмотрено 11 дел в открытых заседаниях с участием представителя Совета Федерации, в том числе по вопросам:

 — о предоставления жилья репрессированным гражданам и членам их семей (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 8, части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой);- о возможности совершения в жилом помещении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также использования адреса жилого помещения в качестве адреса религиозной организации (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 N 35-П „По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой“);- о требованиях к организатору публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 N 24-П „По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ в связи с жалобой гражданина В.А. Тетерина“);- о гарантиях осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2019 N 21-П „По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона „Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ в связи с жалобой гражданина Г.К. Щукина“);- об ограничении права владения и распоряжения принадлежащими на праве собственности объектами электросетевого хозяйства (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П „По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества „Верхневолгоэлектромонтаж-НН“);- о применении норм законодательства о банкротстве при разрешении судами спора с участием заявителя как руководителя должника, признанного банкротом (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2019 N 14-П „По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 200 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 и пункта 3 статьи 59 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ в связи с жалобой гражданина В.А. Нужина“);- об определении налоговых платежей, рассчитанных на основании инвентаризационной стоимости имущества, которые могут значительно превышать их размер, рассчитанный на основании кадастровой стоимости (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П „По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой“).

По запросам судей Конституционного Суда полномочным представителем Совета Федерации в Конституционном Суде А.А. Клишасом совместно с комитетами Совета Федерации и Правовым управлением Аппарата Совета Федерации подготовлено и направлено 48 отзывов по делам, которые рассматривались Конституционным Судом.

14 мая 2019 года полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном Суде принял участие в международной конференции, организованной Конституционным Судом Российской Федерации на тему: «Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности».

20 января 2020 года Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214–7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Указанный проект предусматривает поправки, направленные на укрепление роли Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации. В рамках заседаний рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации сопредседателем указанной рабочей группы, официальным представителем Президента Российской Федерации при рассмотрении проекта закона о поправках А.А. Клишасом осуществляется подготовка дополнительных предложений по регулированию деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

После принятия и вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации будут подготовлены и внесены необходимые изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».