Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения Л.Н. Глебовой обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации в 2020 году

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Николаевна Глебова назначена полномочным представителем Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 14 февраля 2018 года №51-СФ.

В 2020 году работа Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации строилась по следующим направлениям.

I. Участие гражданских институтов в исторических событиях Российской Федерации 2020 года.

2020 год можно охарактеризовать как год качественного перехода гражданского общества к большей публичности и новым форматам работы. Во многом это произошло благодаря инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который дал старт процессу обсуждения всеми общественными и властными институтами поправки в Конституцию Российской Федерации. Региональные общественные палаты и Общественная палата Российской Федерации организовывали дискуссии, в которые вовлекали некоммерческий сектор, активных граждан. Не помешали даже ограничения, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции, поскольку мероприятия проводились в онлайн-формате.

Признание в Основном законе страны позиции гражданского общества и его места в развитии России, безусловно, является указанием на высокий уровень зрелости гражданского самосознания, зрелости институтов. В результате впервые в истории Российского государства в основном законе страны появилось упоминания добровольческой (волонтерской) деятельности и важность ее поддержки Правительством Российской Федерации (статья 114 Конституции).

Учитывая повышенное внимание гражданского общества к общероссийскому голосованию по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также сформировавшийся в обществе запрос на максимальное обеспечение объективности, честности и прозрачности процедуры такого голосования, Общественная палата выступила с предложением организовать общественное наблюдение на общероссийском голосовании. Около 114 тысяч волонтеров из всех субъектов Российской Федерации приняли участие в работе Всероссийского общественного корпуса «Волонтеры Конституции», организованного Ассоциацией волонтерских центров вместе с крупнейшими молодежными организациями страны.

Немаловажную роль в становлении российских институтов гражданского общества сыграла пандемия. Она выявила сотни сообществ активных граждан по всей стране, которые первыми пришли на помощь людям, оказавшимся в вынужденной самоизоляции из‑за повышенной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, при активной позиции Общественной палаты Российской Федерации по защите некоммерческого сектора от последствий пандемии, удалось добиться беспрецедентных мер поддержки некоммерческих организаций со стороны государства.

II. Совет Федерации и Общественная палата вели активную совместную работу по следующим наиболее актуальным для минувшего года темам.

Весной 2020 года обсуждался и затем был принят закон о налоговой поддержке условиях пандемии социально ориентированных некоммерческих организаций (изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации №172-ФЗ от 08.06.2020). Закон стал отправной точкой для активизации некоммерческого сектора по вопросу вхождения его в правовое поля Российского государства. Не секрет, что значительная часть гражданских инициатив до поры до времени реализуется без официальной регистрации, без оформления в качестве юридического лица. Сегодня, по итогам совместной работы с Общественной палатой, мы может говорить о тысячах некоммерческих организаций, которые вовлечены в самые разные сферы жизни общества. Это социальная, образовательная, культурная политика, оказание медицинской и реабилитационной помощи, организация досуга для семей и детей, патриотическое воспитание подростков и молодежи, заботы о людях третьего возраста.

Они стали известны благодаря формированию в Министерстве экономического развития России реестров некоммерческих организаций. Первый реестр насчитывает свыше 27 128 НКО, он составлялся на основании информации, поступившей из Фонда президентских грантов и регионов при деятельном участии Общественной палаты Российской Федерации. Второй реестр состоит из 12 210 некоммерческих благотворительных и образовательных организаций, за основу брались сведения и отчеты, представляемые этими НКО в Министерство юстиции Российской Федерации.

Совместная деятельность общественных институтов и органов государственной власти подстегнула некоммерческий сектор к структурированию и выходу налаживанию контактов друг с другом, а также государственной властью. Большой помощью некоммерческим организациям стали решения о льготах по налогам и страховым взносам, возможность отложить подачу отчетов в сложный период, прямая поддержка через выделение грантов и многое другое.

До пандемии мы говорили о том, что необходимо разработать механизмы участия некоммерческих организаций соответствующего профиля в реализации государственных полномочий в разных сферах жизни общества. Сейчас мы ставим другие задачи: изучать и поддерживать практику участия некоммерческих организаций соответствующего профиля в реализации государственных полномочий в разных сферах жизни общества.

Также среди приоритетных тем Общественной палаты в 2020 году можно выделить следующие:

· переход к модели партнерства при решении наиболее социально чувствительных проблем, активное привлечение государством структур гражданского общества к выработке и согласованию государственных решений;

· общественное наблюдение за ходом общероссийского голосования по конституционным поправкам;

· общественный контроль за качеством исполнения решений, принятых в условиях борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекции;

· мониторингу национальных проектов с учетом целей народосбережения и роста качества жизни граждан России;

· создание механизма финансирования медицинской помощи детям, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, за счет средств, поступающих в бюджет от введения прогрессивной шкалы НДФЛ;

· организация помощи людям с ментальной инвалидностью;

· Сохранение экологии и бережное отношение к окружающей среде.

III. В вопросах формирования нормативно-правовой базы в сфере усовершенствования работы институтов гражданского общества инициировано обсуждение ряда поправок в федеральные законодательные акты.

Общественная палата активно принимает участие в обсуждении федеральных конституционных законов и федеральных законов во исполнение новых положений Конституции Российской Федерации. Организуется общественная экспертиза соответствующих законодательных инициатив.

В частности, обсуждались следующие законодательные изменения:

· Проект поправок в Закон об образовании по вопросам воспитания обучающихся. Члены общественной палаты внесли ряд рекомендаций в части оптимизации отчетности для учителей, а также предложения к разработке программ воспитания.

· Проект федерального закона, в котором предусмотрено введение судебного порядка принятия решения об отобрании детей в случае угрозы их жизни и здоровью. Проект вызвал острую дискуссию, особенно в части предлагаемого порядка отобрания «в 24 часа». Впоследствии законопроект был отозван субъектами законодательной инициативы и снят с рассмотрения Государственной Думой.

· Проекты федеральных законов о молодежной политике в Российской Федерации. Общественная палата, в том числе, в своем комментарии указала на недопустимость снижения социальных гарантий для лиц, относящихся к категории «молодежь».

· Проект поправок в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации». В комментарии Общественной палаты подчеркивается необходимость обеспечения комплексной системной поддержки русского языка, в том числе за рубежом, а также предлагается установить квалификационные требования по знанию русского языка для лиц, замещающих государственные должности.

· Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)», предложенный поисковыми организациями и направленный на создание системы оперативного поиска пропавших людей путем определения местоположения принадлежащих им мобильных устройств на основе геолокационных данных.

Ежегодно в Общественной палате проходит общественная экспертиза проекта федерального бюджета.

Представители Общественной палаты во взаимодействии с представителями правозащитных организаций подготовили свои комментарии по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения жилищных прав реабилитированных граждан.

IV. Совместные мероприятия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

В 2020 году из‑за пандемии новой коронавирусной инфекции Общественная палата Российской Федерации смогла организовать один очный форум регионального уровня – в Уральском федеральном округе (Курган, 3 – 4 марта). Были организованы дискуссии, образовательные мастер-классы, неформальные встречи с гражданскими активистами Урала. Визитной карточкой форума стала выставка успешных социальных проектов Уральского федерального округа.

Еще одним знаковым событием стал итоговый форум активных граждан «Сообщество», который состоялся в онлайн-формате (Москва, 2 – 3 ноября). При всех сложностях дистанционного общения, для вовлечения в диалог федеральных, региональных, муниципальных органов власти с гражданскими институтами, онлайн-площадки существенно расширяют аудиторию и дают возможности пригласить к участию тех, кто на очное мероприятие вряд ли смог бы приехать. В частности, благодаря сотрудничеству с Общественной палатой Российской Федерации, Совету при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества удалось приглашать на семинары, круглые столы и конференции гражданских активистов с Дальнего Востока, Сибири, из Закавказья и Приволжья. В реальном времени происходил обмен опытом представителей одних региональных Общественных палат с другими, а также представителей государственной власти из федерального центра и субъектов Российской Федерации.

V. Важнейшими площадками в вопросах взаимодействия Общественной палаты с Совета Федерации в минувшем году по вопросам становления в Российской Федерации институтов гражданского общества играли форумы.

Несмотря на сокращение общественных и массовых мероприятий в первом полугодии 2020 года из‑за пандемии новой коронавирусной инфекции, год прошел под знаком выстраивания диалога между государственной властью и институтами гражданского общества.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко направила приветствие в адрес организаторов и участников Международного кинофестиваля социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа» (14 – 16 октября, Пермь-онлайн). В панельных дискуссиях о роли искусства и культурно-просветительских проектов в развитии гражданского общества приняли сенаторы Российской Федерации и региональные власти.

Совместно с Общественной палатой Российской Федерации Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества провел конференцию на тему «Поддержка некоммерческих организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» (20 октября, онлайн). Был представлен опыт общественных институтов, которые активно включились деятельность по преодолению последствий пандемии, также меры поддержки некоммерческому сектору представили федеральные органы власти. Участники из всех регионов России могли задать интересующие вопросы, озвучить имеющиеся проблемы и наладить сотрудничество друг с другом.

В ходе виртуальной дискуссионной площадки на тему «Образовательная миграция: работа вузов с иностранными студентами» в рамках всероссийского форума муниципальных образований «Мир в диалоге» (28 октября, Ижевск-онлайн), рассматривался вопрос расширения программ гуманитарного сотрудничества, которые активно реализуются общественными институтами как на территории России, так и за рубежом. Отмечался высокий потенциал подобных социальных инициатив, способных преодолеть проблемы на геополитической арене, с которыми регулярно сталкивается Российское государство в последние годы.

Круглый стол «Инклюзивные социальные трансформации для достижения Целей устойчивого развития», организованный в рамках проводимого ООН международного Форума инклюзивных социальных трансформаций (3 декабря, онлайн), собрал представителей государственной власти и гражданских активистов со всего мира. В частности, международной общественности был представлен опыт Российского государства по развитию институтов гражданского общества, общенационального обсуждения поправки в Конституцию Российской Федерации. Было особо подчеркнуто, что усиление роли гражданских институтов происходит в процессе диалога государства и общества, в соединении их инициатив по достижению целей национальной важности.

Свыше тысячи человек собрала открытая дискуссия «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом как инструмент международной образовательной политики Российской Федерации», состоявшаяся в рамках Всероссийского форума «Современная образовательная среда: настоящее и будущее» (5 декабря, онлайн). Были презентованы проекты общественных институтов по знакомству с русскими традициями, организации духовно-просветительских центров, соединению людей из разных стран, причем не всегда выходцев из России, вокруг русской культуры и русского языка.

VI. Выводы и предложения.

К 2020 году в России созданы условия для расширения деятельности общественных институтов, выстроена система мер поддержки некоммерческих организаций и гражданских активистов. Она включает в себя законодательные акты, программы по распределению грантов и субсидий, а также прямую материальную поддержку разным категориям граждан.

Важно продолжить работу по мониторингу и презентации успешных региональных практик общественных институтов, знакомить с ними не только представителей некоммерческого сектора, но и федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, в соработничестве с Общественной палатой необходимо продолжить наблюдение за формирование реестра некоммерческих организаций Российской Федерации, который во исполнение Федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации №172-ФЗ от 08.06.2020 ведет Министерство экономического развития Российской Федерации. В настоящее время поступает немало обращений от региональных некоммерческих организаций в связи с объективной невозможностью выполнить ряд условий для включения в этот реестр. Для сенаторского корпуса это может быть зоной особого внимания, поскольку за каждой общественной организацией, как правило, стоят десятки, а то и сотни людей.

Политический сезон 2021 года, в том числе из‑за продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции, будет непростым. Участие сенаторского корпуса в форумах активных граждан «Сообщество» предоставляет уникальную возможность разным частям российского социума наладить диалог друг с другом, обсудить актуальные проблемы по самым разным сферам. В частности, способствовать достижению в регионах целей национальных проектов через вовлечение в них активных граждан. Также среди первоочередных задач – поддержка некоммерческих организаций через проведение в партнерстве с Фондом президентских грантов региональных грантовых конкурсов.