Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения В.В. Полетаевым обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации в 2021 году

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Полетаев Владимир Владимирович в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 456-СФ назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В рамках возложенных полномочий продолжил работу, направленную на обеспечение взаимодействия в процессе осуществления конституционных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Минюстом России по вопросам его ведения.

В отчетном периоде в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «правительственный час» с участием Министра юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко, итогом которого стало принятие Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июня 2021 года № 271-СФ «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции» (далее – Постановление), в котором нашли отражение наиболее актуальные вопросы, касающиеся компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.

В.В. Полетаев осуществлял взаимодействие с Минюстом России, направленное на реализацию положений указанного Постановления.

Важным аспектом государственной политики является оказание бесплатной юридической помощи.

В целях реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и совершенствования порядка ее предоставления Минюстом России готовятся изменения в законодательство, направленные на создание в субъектах Российской Федерации государственных юридических бюро.

В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 № 257-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлено право государственного юридического бюро направлять в органы государственной власти и местного самоуправления, в общественные и иные организации официальные обращения о предоставлении справок, запросов и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Была установлена соответствующая обязанность указанных субъектов предоставлять письменные ответы на такие запросы в обязательном порядке (на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации также находится ряд законопроектов по обозначенной тематике).

Кроме того, Минюстом России подготовлены поправки, направленные на укрепление механизмов мониторинга оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, а также на совершенствование статуса юридических клиник и качества оказываемой ими юридической помощи.

Также Минюстом России ведется работа по созданию федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь», в рамках которой будет действовать единый государственный портал правового просвещения и бесплатной правовой помощи для населения.

Так, 13 октября 2021 года в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов», предусматривающий оказание бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, в рамках реализации которого предусмотрено создание информационной системы «Правовая помощь».

Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 26 ноября 2021 года № 3340-р об оказании бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, в соответствии с которым Минюсту России поручено разработать «дорожную карту» по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, определить перечень участников государственной и негосударственной систем для оказания бесплатной юридической помощи с применением таких сервисов и порядок их взаимодействия, сформировать межведомственную рабочую группу для обеспечения координации оказания бесплатной юридической помощи с применением информационных систем и электронных сервисов, а также представить в Правительство Российской Федерации доклад о целесообразности создания федеральной государственной информационной системы для оказания бесплатной юридической помощи с соответствующими проектами нормативных правовых актов.

Во исполнение данного распоряжения Минюстом России сформирована межведомственная рабочая группа для обеспечения координации оказания бесплатной юридической помощи с применением информационных систем и электронных сервисов.

Кроме того, издано распоряжение Минюста России от 26 ноября 2021 года № 1360-р «О создании прототипа информационной системы «Правовая помощь» Министерства юстиции Российской Федерации» (далее – Система).

Система создается за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минюсту России в 2022 году в рамках ведомственного проекта «Цифровая юстиция».

25 ноября 2021 года в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Правовая помощь в Российской Федерации: цифровой формат», в котором приняли участие: заместитель Министра юстиции Российской Федерации М.М. Бесхмельницын, представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, региональных органов государственной власти, профильных вузов, экспертного сообщества.

Были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся развития системы правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, перспективы ее совершенствования с помощью цифровых технологий, а также лучшие практики регионов в этой сфере.

Цифровизация сферы правовой помощи и правового просвещения населения является одним из приоритетных направлений развития данного сегмента взаимодействия государства и общества.

Совершенствование автоматизированных сервисов, предназначенных для информирования и оказания помощи гражданам по правовым вопросам с использованием информационных технологий, является значимым для обеспечения качественной и достоверной правовой информации, в том числе и для получения бесплатной юридической помощи.

Отдельного внимания заслуживает разработанный Минюстом России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», предусматривающий создание реестра должников по алиментным обязательствам.

В соответствии с законопроектом в реестр должников по алиментным обязательствам будут включаться сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске.

Также предполагаемой эффективной мерой будет являться наделение судебного пристава-исполнителя правом требовать представления сведений об имущественном положении должника.

При наличии информации о представлении недостоверных сведений (имеется имущество, которое не было задекларировано, либо приобретено новое) предлагается наделить судебных приставов-исполнителей полномочиями на обращение в суд с заявлением об обращении взыскания на такое имущество в целях погашения задолженности по алиментным платежам.

Представляется, что принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности и качества принудительного исполнения судебных актов, а также мотивации должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, к исполнению своих обязанностей.

В настоящее время законопроект проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после завершения которой в установленном порядке будет внесен в Правительство Российской Федерации.

Во время «правительственного часа» сенаторами поднимался вопрос о необходимости разработки системы мер экономического стимулирования организаций по использованию труда осужденных к принудительным работам.

В этой части Минюстом России с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (в части привлечения к труду осужденных к принудительным работам, расширения периодов времени, подлежащих зачету в срок отбывания наказания, применения мер поощрения).

Данным законопроектом устанавливается возможность привлечения к труду осужденных к принудительным работам не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей.

Традиционным и заслуживающим внимания остаются вопросы контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Минюстом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях».

По результатам доработки законопроекта принято решение о его разделении на законопроекты, направленные на урегулирование вопросов:

— распространения федерального государственного контроля (надзора) за деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, осуществляемую хозяйственными обществами, вне зависимости от того, заявлен ли в их учредительных документах такой вид деятельности как основной или нет;

— наделения должностных лиц ФССП России полномочиями по истребованию документов и (или) информации, необходимых для выявления нарушений законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Особого внимания заслуживает подготовленный Минюстом России проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации», которым закрепляются различные виды пробации: приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная. Впервые определяется перечень органов исполнительной власти и организаций, вовлеченных в систему пробации, и создается сама система на базе уголовно-исполнительной инспекции.

Законопроект доработан с учетом замечаний Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минцифры России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. После завершения процедуры согласования с заинтересованными государственными органами и размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы Минюстом России в установленном порядке законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.

Предполагается, что обозначенная система будет создана к середине 2023 года, о чем доложи К.А. Чуйченко на встрече с Президентом РФ В.В. Путиным.

Продолжается работа по разработке проектов новых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации.

В 2021 году Минюстом России проведено 18 заседаний межведомственной рабочей группы по подготовке нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 631-р, а также 37 рабочих совещаний в рамках подготовки указанных заседаний.

13 сентября 2021 года состоялось рабочее совещание с участием представителей Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации в целях выработки согласованного подхода по вопросу разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях в части установления административной ответственности. В ходе постоянного диалога в рамках постатейного обсуждения и доработки названных законопроектов благодаря совместной работе и во взаимодействии с Министерством юстиции Российской Федерации настойчиво отстаивались приоритетные региональные интересы, вопросы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе, закрепление составов правонарушений в сфере благоустройства и самостоятельного состава, защищающего тишину и покой граждан в ночное время.

Повышенное внимание вызывает, получивший широкий общественный резонанс, вопрос о недопустимости применения пыток в уголовно-исполнительной системе.

Проект федерального закона № 42307–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесен 20 декабря 2021 года в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым.

Законопроект направлен на модернизацию уголовно-правовых мер противодействия пыткам. В этих целях законопроект вводит новое определение понятия «пытка», а также усиливает наказание за пытки, совершенные должностными лицами и сотрудниками правоохранительных органов, увеличивая максимальное наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.

Повышение доступности нотариальных услуг путем регулирования размеров платы за правовую и техническую работу нотариусов стоит на контроле Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится принятый в первом чтении законопроект № 967075–7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», который разработали сенаторы Н.В.Федоров, Н.А.Журавлев, А.А.Клишас, В.В.Полетаев, М.Г.Кавджарадзе, С.Ю.Фабричный (в период исполнения полномочий).

Необходимость в разработке законопроекта вызвана большим количеством обращений граждан по вопросу о порядке формирования и размерах тарифов нотариальных услуг, а также последующими поручениями Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко о необходимости подготовки законопроекта, направленного на повышение доступности нотариальных услуг.

Проектом федерального закона предлагается установить прозрачный порядок формирования оплаты нотариальных действий, усилить контроль за экономической обоснованностью взимаемых с населения тарифов за совершение нотариальных действий, а также повысить доверие общества к профессиональной деятельности нотариуса.

Важно подчеркнуть, что фактический предельный размер платы за правовую и техническую работу будет устанавливаться актом Минюста России, т. е. именно Минюст будет устанавливать уменьшится или увеличится стоимость правовой и технической работы.

18 октября 2021 года состоялся круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации», на котором были обсуждены вопросы цифровизации нотариата и повышения эффективности нотариальной деятельности, а также необходимость обеспечения прозрачности повышения квалификации нотариусов и лиц, обеспечивающих деятельность нотариусов.

Минюст России обращает внимание на вопрос повышения квалификации нотариуса. Обозначенная процедура происходит внутри нотариальной палаты, без участия Минюста России.

Серьезный квалификационный экзамен не дает повода сомневаться в их профессионализме, но стоит обратить внимание на квалификацию стажеров и лиц, обеспечивающих деятельность нотариуса. И если, согласно Основам законодательства о нотариате, Нотариальная палата осуществляет организацию стажировки и контроль за ее проведением, то других сотрудников нотариальной конторы для палаты просто нет. Этот вопрос также требует регулирования.

Минюстом России особое внимание уделяется работе по подготовке кадров в адвокатуре. Как и в случае с нотариатом, повышение квалификации адвокатов происходит внутри палаты, Минюст России не участвует в данном процессе.

28 мая 2021 года Комитетом СФ по конституционному законодательству и государственному строительству был проведен круглый стол на тему: «Обеспечение защиты граждан от необоснованного уголовного преследования».

Было отмечено, что одним из вопросов, требующих внимания, является необходимость совершенствования института адвокатуры в уголовно-процессуальной сфере, где, в первую очередь, необходимо принять меры к недопущению низкоквалифицированной юридической помощи, обеспечить эффективное взаимоотношение сторон обвинения и защиты. Также особую актуальность имеет вопрос укрепления принципа профессионализма в адвокатской деятельности, в том числе необходимость обеспечения прозрачности повышения квалификации адвокатов.

Кроме того, в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Юстиция» Министерством юстиции Российской Федерации предполагается осуществление мер по развитию рынка профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата, повышение качества и доступности юридических услуг для всех слоев населения. К числу мер по решению данных задач относятся: обеспечение доступности правовой информации, развитие системы просвещения, информирование граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов, а также обеспечение эффективного функционирования данных справочных систем.

Следует отметить Федеральный закон от 29 ноября 2021 № 385-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статью 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», проект которого разработан сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, А.Д. Башкиным, А.К. Пушковым во взаимодействии с Минюстом России.

Указанным Федеральным законом внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования ротации государственных гражданских служащих в целях обеспечения принципов их профессионализма и стабильности гражданской службы.

В 2022 году в дополнение к обозначенным направлениям работы планируется организовать взаимодействие с Минюстом России по приведению законодательства в соответствие с внесенными в Конституцию Российской Федерации изменениями, а также по мониторингу принятия подзаконных актов по вопросам:

— организации местного самоуправления;

— разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Таким образом, отмечается налаженное и конструктивное взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации, которое предполагается продолжить.