Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения Л.Н. Глебовой обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации в 2021 году

Первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Николаевна Глебова назначена полномочным представителем Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 14 февраля 2018 года № 51-СФ.

В 2021 году работа Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации строилась по следующим направлениям.


I. Совет Федерации и Общественная палата вели активную совместную работу по следующим наиболее актуальным для минувшего года темам.

Во время пандемии по инициативе Совета Федерации Правительством Российской Федерации была оказана дополнительная государственная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям. Фактически некоммерческий сектор по своей значимости был приравнен к предприятиям малого и среднего предпринимательства. Последовательная позиция Совета Федерации – добиться разработки в каждом субъекте Российской Федерации мер поддержки и создания благоприятной среды для социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку их деятельность напрямую связана с оказанием разного вида помощи гражданам (социальной, медицинской, юридической, психологической, образовательной, культурно-просветительской и иной).

В 2021 году одной из ключевых тем Совета Федерации в рамках взаимодействия с Общественной палатой было расширение государственной поддержки развития гражданских институтов в Российской Федерации. На законодательном уровне предусмотрено несколько форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: финансовая, имущественная, информационная, консультативная.

Федеральным законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» предусмотрены иные формы поддержки (ст.31):

· поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;

· предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

· осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

· предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты Российской Федерации, федеральные территории и муниципальные образования вправе оказывать дополнительную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в российском законодательстве закреплена норма о формировании единого реестра некоммерческих организаций для повышения эффективности мер их государственной поддержки и налогового стимулирования[1]. К концу 2021 года он насчитывал свыше 40 тыс некоммерческих организаций.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 1290, в реестр включаются некоммерческие организации, соответствующие одному из следующих критериев:

· являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации (далее — организации, уполномоченные на включение некоммерческих организаций в реестр), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;

· являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

· являющиеся поставщиками социальных услуг;

· являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

· являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;

· являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

В последние два года рост только финансовой поддержки из средств федерального и региональных бюджетов вырос за два года больше, чем на 65%.

Усиление контактов между Советом Федерации, Общественной палатой, федеральными органами исполнительной власти, региональными общественными палатами в 2021 году продолжилось в рамках «нулевого» обсуждения в Общественной палате подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»[2]. В ходе совещаний и совместных заседаний высказано предложение вести на постоянной основе под эгидой Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества мониторинг поддержки субъектами Российской Федерации. Подобная деятельность будет способствовать закреплению в проектах законодательных и правовых актов реально работающих практик, способствующих устойчивому развитию некоммерческого сектора в России.

Регулярный формат коммуникации с Общественной палатой позволяет получать данные об интенсивности и объемах государственной поддержки общественных институтов в регионах. Это, в свою очередь, дает Совету Федерации возможность своевременно реагировать на появляющиеся в территориях инициативы и представлять опыт региональных некоммерческих организаций на федеральном уровне, а также доводить до сведения сенаторов Российской Федерации важную для местных гражданских активистов и всего некоммерческого сектора информацию.

 

II. Становление института общественного наблюдения.

Совет Федерации в течение года вел мониторинг практики применения федерального законодательства по вопросам развития гражданского общества, итоги которого были представлены на расширенном заседании Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества[3]. Обсуждение было, в частности, посвящено знакомству с практикой включения в общественное наблюдение за выборами представителей институтов гражданского общества, поскольку до 2018 года на избирательных участках могли присутствовать наблюдатели только от политических партий.

Допуск к наблюдению за выборами представителей общественных институтов – новая веха в развитии гражданского общества в России. Согласно федеральному законодательству направлять общественных наблюдателей на выборы может Общественная палата и общественные палаты регионов. В целях осуществления общественного наблюдения за выборами Общественной палатой было организовано обучение свыше 250 тыс. человек из всех регионов страны. Общественные наблюдатели работали не только на избирательных участках, но и в интернете, обеспечивая невмешательство третьих лиц в процесс реализации гражданами своего избирательного при дистанционном голосовании.

Расширение практики общественного наблюдения в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации и появление новых форм волонтерства среди граждан повышают интенсивность взаимодействия между органами государственной власти и институтами гражданского общества. В связи с этим участники заседания Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества во избежание конфликтных ситуаций на избирательных участках между кандидатами, их доверенными лицами и общественными наблюдателями рекомендовали Общественной палате и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предусмотреть дополнительную подготовку членов участковых избирательных комиссий в части изучения ими особенностей избирательного законодательства.

Кроме того, в 2021 году в Совете Федерации получили поддержку следующие вопросы, курируемые Общественной палатой:

· добровольчество и взаимопомощь как базовые ценности общественной жизни;

· рост доверия к некоммерческому сектору и социальный запрос на заботу о человеке;

· гражданские инициативы в процессе становления в России креативной индустрии;

· системная поддержка предпринимательства и социальная ответственность бизнеса в период пандемии;

· перспективы развития гражданского общества в цифровую эпоху;

· консолидация общественных институтов для достижения целей национального развития;

· экологическое просвещение как инструмент формирования экологической культуры в российском обществе.

 

III. В вопросах формирования нормативно-правовой базы в сфере усовершенствования работы институтов гражданского общества инициировано обсуждение ряда поправок в федеральные законодательные акты.

Общественная палата активно принимает участие в обсуждении федеральных конституционных законов и федеральных законов во исполнение новых положений Конституции Российской Федерации. Организуется общественная экспертиза соответствующих законодательных инициатив.

В частности, обсуждались следующие законодательные изменения:

· Проекты федеральных законов, обеспечивающих законодательную реализацию «социальных» поправок в Конституцию Российской Федерации, принятых народным референдумом 1 июля 2020 года.

· Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

· Проект федерального закона о внесении изменений в ряд нормативно-правовых актов по введению сертификатов для привитых и переболевших COVID-19 граждан.

· Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности».

· Проект федерального закона федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре„ и Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации„ (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)».

· Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».

· Проект изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Ежегодно в Общественной палате проходит общественная экспертиза проекта федерального бюджета.

 

IV. Совместные мероприятия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

Из‑за продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции большинство мероприятий было организовано в формате ВКС. С одной стороны, это расширяет круг участников, поскольку сокращает расходы на приезд в Москву, с другой стороны, сужает возможности проведения личных встреч с гражданскими активистами и представителями региональных общественных палат в территориях.

В течение года в гибридном формате проведены следующие региональные этапы форума активных граждан «Сообщество», в которых сенаторы Российской Федерации и представители органов государственной власти принимали участие:

· 26 – 27 мая форум Северо-Кавказского федерального округа в г.Владикавказ;

· 9 – 10 июня форум Центрального федерального округа в г.Твери;

· 24 – 25 августа форум Приволжского федерального округа в г.Саранск;

· 6 – 7 сентября форум Дальневосточного федерального округа в г.Хабаровск.

Итоговый форум «Сообщество» состоялся в Москве 2 – 3 ноября. Основной темой пленарного заседания стало участие активных граждан в реализации «Национальных проектов», устойчивое развитие в стране гражданских институтов, несмотря на существенные ограничения, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции.

В рамках форума был представлен рейтинг «Регион-НКО». Исследование оценивает деятельность НКО в регионах и позволяет делать выводы о месте некоммерческого сектора в государственной политике. В числе лидеров рейтинга – Москва, Вологодская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская, Тюменская, Тульская области, Санкт-Петербург, Самарская область и Красноярский край.

 

V. Важнейшими площадками в вопросах взаимодействия Общественной палаты с Совета Федерации в минувшем году по вопросам становления в Российской Федерации институтов гражданского общества играли форумы.

В рамках круглого стола на тему «Экология культуры» обсуждались форматы гражданской активности в экологической деятельности (3 сентября, Глазов Удмуртской Республики). В частности, отмечалось, что в настоящее время в Российской Федерации усилиями общественных институтов создаются модели, позволяющих не во всеохватных и не очень масштабных проектах мобилизовать и мотивировать людей, готовых добиваться того, чтобы «зеленая» повестка дня стала частью душевного состояния, частью правил, по которым собирается жить конкретный человек, его семья, дети и внуки.

Теме женской активности в развитии институтов гражданского общества был посвящен Телемост с женщинами-предпринимателями и женщинами-активистками Удмуртии в рамках российской Третьего Евразийского женского форума (15 октября, Санкт-Петербург – Ижевск), а также на международном круглом столе «Женщины в Арктике» (21 декабря, Москва – онлайн). Особо подчеркивалась роль конкретного человека в жизни страны. Государственная политика не существует отдельно от человека, и она тем эффективнее, совершеннее и результативнее, чем больше условий сформировано для того, чтобы гражданская активность людей была увидена, услышана и поддержана. Женщины в активном большинстве среди гражданских сообществ, проявляющих инициативу во всех направлениях – не только в сфере социальной поддержки, образования детей, в вопросах, связанных с семейным воспитанием. Гражданская активность женщин проявляется во всех направлениях стратегического развития нашей страны

В ходе дискуссии «Социальное кино – международный культурный код» в рамках Международного кинофестиваля социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа» (16 октября 2021 года, Москва – онлайн) говорилось о том, что гражданская активность, если с нее начинается дело, формирует успешный путь, который приводит к профессионализму, либо же человек сохраняет это дело как твою гражданскую активность, которая занимает немалую часть его жизни.

Форумом объединения лидеров некоммерческого сектора региона и близлежащих территорий стал Гражданский форум 2021 Удмуртии (23 декабря, Ижевск). На нем была представлена концепция законопроекта, который приравняет по возможностям некоммерческий сектор к малому и среднему бизнесу, например, с точки зрения консультативной поддержки, возможности использования преференций при получении кредитов, поддержки со стороны ресурсных центров, которые созданы в помощь малому и среднему бизнесу.

 

VI. Перспективы и планы в рамках взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты.

В целях развития государственной поддержки некоммерческого сектора в Российской Федерации Совет Федерации продолжит рассмотрение региональных практик реализации органами государственной власти финансовой, имущественной, информационной, консультативной помощи некоммерческим организациям.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2018 года, Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях„». Законопроект в том числе касается приравнивания некоммерческих организаций к малому и среднему предпринимательству в части оказания финансовой поддержки государством.

В настоящее время некоммерческие организации работают по видам деятельности, установленным в федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях». Как и любым другим субъектам экономической деятельности им присваивается некий ОКВЭД[4], однако они подчас не соответствуют тем видам деятельности, которые ведут некоммерческие организации. Министерство экономического развития Российской Федерации занимается созданием ОКВЭД для некоммерческих организаций, чтобы их деятельность была прозрачна для Федеральной налоговой службы. Совет Федерации во взаимодействии с Общественной палатой важно вести мониторинг данной законодательной инициативы и отследить, чтобы при появлении новых ОКВЭД учитывались права и интересы некоммерческого сектора.

По сути, сейчас создается законодательный и нормативно-правовой фундамент для обеспечения долгосрочного и устойчивого развития всего некоммерческого сектора нашей страны. Совет Федерации может стать местом появления постоянно действующей рабочей группы из числа представителей Совета Федерации, Государственной думы, Министерства экономического развития, Общественной палаты и других заинтересованных организаций по мониторингу и формированию законодательной и нормативно-правовой базы для развития гражданского общества в России.

Деятельность некоммерческого сектора охватывает не только такие традиционные для него области, как социальная политика. С каждым годом появляется все больше просветительских, образовательных, культурных инициатив, реализуемых региональными некоммерческими организациями. Особое внимание на себя обращают проекты институтов гражданского общества, реализуемые в сельских территориях, в малых городах и районных поселках.

Государство расширяет комплекс мер поддержки институтов гражданского общества на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Необходимо усиливать информационное освещение этой деятельности, чтобы максимальное количество заинтересованных участников процесса знало о тех возможностях, которые предоставлены государством в целях устойчивого развития некоммерческого сектора.



[1] В 2020 году Федеральным законом от 8 июня 2020 года №172-ФЗ появилось два реестра некоммерческих организаций: первый – для социально ориентированных некоммерческих организаций, второй – для некоммерческих организаций, наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

[2] Состоялось 10 ноября 2021 года.

[3] Состоялось 7 октября 2021 года под председательством В.И. Матвиенко, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председателя Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества.

[4] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором все виды деятельности обозначены числовыми кодами.