Планы и отчеты

Отчет Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству о работе в 2021 году

1. Общие положения:

1) Тезисы о наиболее значимых направлениях деятельности комитета:

В отчетный период члены Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – члены комитета, комитет) приняли участие в проработке следующих вопросов особой важности (подробнее – в Приложении 1):

— Деятельность, направленная на реализацию поправок к Конституции Российской Федерации;

— Деятельность рабочей группы по подготовке проекта федерального закона, предусматривающего введение в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьи, устанавливающей ответственность должностных лиц правоохранительных органов за пытки, а также подготовки проекта федерального закона № 42307–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности за пытки);

— Участие в разработке и принятии Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

2) Информация о результатах исполнения комитетом протокольных поручений Совета Федерации:

В отчетном периоде комитетом исполнено 40 протокольных поручений.


2. Законодательная деятельность:

1) Информация о количестве рассмотренных в комитете федеральных конституционных законов, федеральных законов (подробнее – в Приложении 2), законопроектов (подробнее – в Приложении 3) и проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации (подробнее – в Приложении 4):

В ходе заседаний комитета в 2021 году было рассмотрено 4 федеральных конституционных закона, одобренных Государственной Думой, и 213 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по 156 законам комитет выступил ответственным исполнителем, по 61 закону – соисполнителем.

В отчетном периоде комитет рассмотрел 304 проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (10 проектов федеральных конституционных законов, 294 проектов федеральных законов).

Также комитетом было рассмотрено 49 проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

2) Информация о наиболее общественно значимых федеральных конституционных законах, федеральных законах, рассмотренных на заседании комитета, с краткой характеристикой:

— Федеральный закон от 04.02.2021 № 4-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 559100–7).

Закон установил административную ответственность за пропаганду, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использования (потребления) закиси азота либо распространение информации о реализации (сбыте) закиси азота не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров или продуктов питания либо не для медицинского, промышленного или технического применения.

— Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 1061159–7).

Закон внес в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд изменений, предусматривающих введение административной ответственности за нарушения требований по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования, а также за неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий.

— Федеральный закон от 05.04.2021 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 3541 Уголовного кодекса Российской Федерации» (проект № 1050812–7).

Законом усилены меры уголовной ответственности за посягательство на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны.

Законом введена уголовная ответственность за совершенные публично: распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны; оскорбление памяти защитников Отечества; унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны.

— Федеральный закон от 05.04.2021 № 89-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1057340–7).

Законом приведены в соответствие с поправками к Конституции Российской Федерации положения избирательного законодательства в части требований к кандидатам на должности Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, ограничений числа сроков замещения должности Президента.

Помимо этого, предусмотрено право Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по досрочному отзыву членов региональных избиркомов, а также по формированию специальных территориальных комиссий для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования; предусматриваются положения о формировании территориальных избиркомов для федеральных территорий; расширяется перечень ограничений пассивного избирательного права на выборах в Государственную Думу; вносятся другие изменения.

— Федеральный закон от 20.04.2021 № 91-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1057892–7).

Закон направлен на противодействие угрозам национальной безопасности и на повышение законности и прозрачности деятельности субъектов, выполняющих функции иностранного агента. Закон определил понятие «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом» и «кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Закон расширил перечень организаций, которые не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Данный перечень дополнен незарегистрированными общественными объединениями, иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, а также российскими юридическими лицами, учрежденными иностранным средством массовой информации.

— Федеральный закон от 04.06.2021 № 157-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (проект № 1165649–7).

Законом расширен перечень ограничений пассивного избирательного права на выборах всех уровней. Закреплено, что не имеют права быть избранными лица, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или о запрете деятельности такой организации.

Законом закреплено, что причастность лица должна быть установлена судом. Также закрепляются критерии такой причастности.

— Федеральный конституционный закон от 11.06.2021 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (проект № 1144028–7).

Закон направлен на недопущение ограничения прав лиц, которые являются гражданами Российской Федерации, но по независящим от них причинам не могут оформить выход из гражданства Украины, на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

— Федеральный закон 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (проект № 1109997–7).

Закон закрепляет в законодательстве права гражданина на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении, а также установление пределов возможного взыскания на доходы должника.

С этой целью заработная плата и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации включена в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

— Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» (проект № 1176731–7).

Закон установил, что иностранные лица, являющиеся владельцами информационных ресурсов, суточная аудитория у которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, для работы в Российской Федерации обязаны создать филиал или открыть представительство или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории Российской Федерации филиала или представительства или российского юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренными отдельной статьей закона.

— Федеральный закон от 01.07.2021 № 252-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (проект № 546865–7).

Закон определил порядок поиска всех категорий граждан с использованием информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у гражданина, с иными абонентами и иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства. Органы внутренних дел Российской Федерации получили дополнительный инструмент для поиска не только пропавшего несовершеннолетнего, но и абсолютно каждого пропавшего без вести гражданина, что позволяет значительно сократить время, необходимое для установления места его нахождения и позволяет спасти многие человеческие жизни.

— Федеральный закон от 29.11.2021 № 385-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статью 601 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (проект № 1114597–7).

Закон направлен на совершенствование правового регулирования ротации гражданских служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, обеспечение стабильности и профессиональности гражданской службы в таких органах.

Предусмотрена возможность продления представителем нанимателя с письменного согласия гражданского служащего и с учетом рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов срока замещения гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации. При этом закреплен предельный срок замещения гражданским служащим одной и той же ротационной должности – не более десяти лет.

Расширен перечень оснований предложения иных вакантных должностей гражданскому служащему, отказавшемуся от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации.

Внесены изменения корреспондирующего характера в Закон о социальной защите инвалидов.

— Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (проект № 1256381–7).

Закон направлен на совершенствование ее организации в субъектах Российской Федерации.

Законом закреплены принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации.

Предусматривается возможность участия федеральных органов исполнительной власти в формировании определенных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Законом установлены единообразные сроки исполнения полномочий региональных депутатов и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – пять лет.

Предусмотрено, что региональные депутаты осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Региональный депутат замещает государственную должность субъекта Российской Федерации вне зависимости от формы осуществления им депутатской деятельности.

Закреплены основы правового статуса высшего должностного лица субъекта, который осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте Российской Федерации, определяет систему и структуру исполнительных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Законом закреплены отдельные ограничения пассивного избирательного права на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. При этом исключено положение, согласно которому высшее должностное лицо субъекта не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Наименованием должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом национальных и иных традиций может быть предусмотрено дополнительное наименование, которое может указываться в региональных нормативных правовых актах после закрепленного настоящим законом наименования. Такое наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента Российской Федерации.

Законом определены основные полномочия, основания и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Установлены случаи временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Предусмотрены меры ответственности в отношении депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта.

Уточнены порядок участия региональных органов власти в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Установлено, что тридцатидневный срок предоставления отзывов или поправок на законопроекты может быть сокращен, но не менее чем до пятнадцати дней в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

Закреплены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Предусмотрены общие принципы финансового обеспечения осуществления региональными органами власти своих полномочий. Детально урегулированы полномочия, осуществляемые региональными органами власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом предусмотрена возможность специального регулирования осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.

— Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
(проект № 47538–6/12).

Законом конкретизированы положения Гражданского кодекса об объектах недвижимости, зданиях сооружениях, помещениях. Создается единый правовой режим для жилых и нежилых помещений.

Закреплены положения об особенностях образования объектов недвижимости, зданиях, сооружениях, помещениях, о праве собственности на них и других вещных правах. Уточняется соотношение этих прав с правом собственности на земельные участки, на которых расположены такие объекты.

Усилена защита прав и интересов граждан и юридических лиц – собственников недвижимого имущества.

— Федеральный закон от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1144921–7).

Закон направлен на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях, в том числе с использованием личных средств коммуникации.

В соответствии с внесенными изменениями исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде.

Установлен порядок извещения участвующих в судебном процессе лиц посредством технических средств связи.

По ходатайству участника процесса ему может быть предоставлена возможность участия путем использования системы веб-конференции. Установление личности лица, участвующего в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, будет осуществляться с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).

Следует отметить, что законом не ограничивается право участников процесса подавать документы на бумажном носителе или лично присутствовать в судебном заседании. Внесенные изменения предполагают возможность выбора участниками процесса любой, наиболее удобной им формы участия в судебном процессе.

— Федеральный закон от 30.12.2021 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 328730–7).

Закон установил административную ответственность за неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи в неизменном виде абонентского номера и уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и услуг по пропуску трафика. Совершение указанных правонарушений повлечет наложение административного штрафа для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 30 тысяч до 1 миллиона рублей.

3) Информация о подготовленных комитетом постановлениях Совета Федерации:

Комитетом подготовлены и внесены на рассмотрение Совета Федерации 159 проектов постановлений Совета Федерации.

 

3. Законопроектная работа (законодательные инициативы и поправки к законопроектам, подготовленные и внесенные сенаторами Российской Федерации – членами комитета) (подробнее – в Приложении 5):

1) Информация о законопроектах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:

Членами комитета за 2021 год было внесено в Государственную Думу 19 проектов федеральных законов.

2) Информация о принятых федеральных законах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:

За отчетный период Советом Федерации было рассмотрено и одобрено 25 федеральных конституционных законов и федеральных законов, субъектами права законодательной инициативы по которым являлись члены комитета.

В 2021 году членами комитета было внесено 308 поправок (83 поправки совместно с членами комитета) к законопроектам в рамках их подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении, из них: 294 поправки было рекомендовано к принятию (95.78%), 13 поправок было рекомендовано отклонить (4.22%).

 

4. Обзор подготовленных и проведенных мероприятий:

1) Сведения о количестве заседаний комитета, в том числе очередных, внеочередных, выездных, расширенных, совместных закрытых (подробнее – в Приложении 6):

В отчетном периоде комитет провел 28 заседаний, из них: 13 заседаний комитета, 8 совместных заседаний комитета, 7 расширенных заседаний комитета.

2) Информация о подготовленных и проведенных мероприятиях (подробнее – в Приложении 7):

Комитетом за 2021 год самостоятельно, а также в качестве исполнителя совместно с другими комитетами Совета Федерации проведено 42 мероприятия.

3) Информация об участии в подготовке и проведении мероприятий в Совете Федерации (подробнее – в Приложении 7):

Комитет в качестве соисполнителя принимал участие в подготовке и проведении 10 мероприятий.

Информация об участии в подготовке и проведении «правительственного часа» (подробнее – в Приложении 7):

В рамках 505-го заседания Совета Федерации 19 мая 2021 года комитет организовал проведение правительственного часа на тему «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции».

Информация об участии в подготовке и проведении «времени эксперта»:

27 января 2021 года на 497-м заседании Совета Федерации в рамках «времени эксперта» выступил Президент, Председатель Правления ПАО Сбербанк Г.О. Греф. Тема выступления: «О внедрении систем искусственного интеллекта в экосистему группы компаний «СБЕР».

Информация об участии в подготовке и проведении Дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации:

30 марта 2021 года состоялось расширенное заседание комитета на тему «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и отрасли информационных технологий на территории Челябинской области» (в рамках проведения Дней Челябинской области в Совете Федерации).

22 июня 2021 года состоялось расширенное заседание комитета на тему «О цифровом развитии Республики Алтай» (в рамках проведения Дней Республики Алтай в Совете Федерации).

22 октября 2021 года состоялось расширенное заседание комитета на тему «Повышение доступности услуг фиксированного доступа к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и подвижной радиотелефонной связи на отдельных территориях Камчатского края, не охваченных в настоящее время зоновой волоконно-оптической линией связи» (в рамках проведения Дней Камчатского края в Совете Федерации).

Информация об участии в работе временных комиссий Совета Федерации (подробнее – в Приложении 7):

В отчетном периоде члены комитета приняли участие в работе временных комиссий Совета Федерации.

Информация об участии в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подробнее – в Приложении 7):

Члены комитета в 2021 году приняли участие в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4) Информация об участии членов комитета в мероприятиях, проводимых другими органами и организациями (подробнее – в Приложении 7).

Информация о взаимодействии комитета с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2021 году .

Информация о взаимодействии комитета с Конституционным Судом Российской Федерации .

Информация о подготовке и об участии в иных мероприятиях .

 

5. Парламентский контроль:

1) Информация о результатах парламентского контроля:

В комитете в рамках осуществления парламентского контроля находится на контроле перечень разрабатываемых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также проектов законодательных актов, необходимых для реализации норм федеральных законов, принятых в 2014 – 2021 годах.

20 федеральных законов, предусмотренных перечнем, относятся к ведению комитета. Предусмотрена разработка и принятие 61 подзаконного акта.

2) Информация о результатах исполнения постановлений Совета Федерации:

Согласно пункту 8 Постановления Совета Федерации от 8 июля 2020 года № 275-СФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2019 год» (далее – Постановление) на комитет был возложен контроль за исполнением указанного Постановления.

Отчет об исполнении Постановления был направлен в Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (далее – Комитет СФ по Регламенту) 20 апреля 2021 года (Постановление снято с контроля 22 апреля 2021 года решением Комитета СФ по Регламенту
№ 3.10–02/796).

По обозначенным в Постановлении вопросам Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 15 декабря 2020 года № 2117 «О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Помимо этого, пунктом 4 Постановления было рекомендовано Правительству Российской Федерации продолжить во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации работу над проектом федерального закона № 850621–7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данный проект федерального закона был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 июля 2020 года, одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года (Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, вступает в силу 1 июля 2021 года).

В целях исполнения Постановления Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществлен ряд организационных и надзорных мероприятий:

— при реализации мер по преодолению последствий распространения новой коронавирусной инфекции особое внимание уделялось вопросам соблюдения законности при назначении и выплате пенсий, пособий, компенсаций и денежных выплат;

— продолжено осуществление надзора за соблюдением законодательства при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по восстановлению деятельности предприятий базовых отраслей экономики;

— особое внимание было уделено контролю за состоянием законности в сфере функционирования предприятий транспорта; прокурорами организован мониторинг деятельности транспортных организаций, получивших поддержку государства, нацеленную на обеспечение устойчивого функционирования и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции;

— продолжено конструктивное взаимодействие и обмен информацией с органами государственной власти и контроля в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов (программ) и целевым использованием бюджетных средств;

— продолжена работа по реализации предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» полномочий прокуратуры как одного из приоритетного направления надзорной деятельности;

— приняты меры к усилению надзора за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями законодательства об охране здоровья граждан, включая вопросы обеспечения доступности, своевременности оказания и качества медицинской помощи;

— уделялось повышенное внимание вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— на системной основе осуществляется мониторинг соблюдения прав и законных интересов предпринимателей в целях минимизации рисков необоснованного вмешательства правоохранительных органов в их хозяйственную деятельность;

— продолжена работа по осуществлению надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, усилен надзор за исполнением законодательства при формировании системы обращения с отходами производства и потребления, своевременностью ликвидации накопленного вследствие несанкционированного размещения отходов вреда и последствий его причинения окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов;

— выявлены нарушения законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду;

— совместно с иными органами государственной власти принимаются меры по недопущению использования информационно-телекоммуникационных технологий в целях дестабилизации обстановки, формирования протестных настроений;

— созданы и действуют межведомственные рабочие группы по противодействию экстремистской деятельности;

— продолжена реализация мер, направленных на соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества;

— особое внимание придается соблюдению законности при реализации правоохранительными органами функций по розыску, выявлению, аресту, конфискации и возврату имущества, полученного преступным путем, использовании ресурсов международного сотрудничества.

 

6. Участие в международном сотрудничестве (подробнее – в Приложении 8).

Члены комитета в 2021 году принимали активное участие в подготовке и проведении международных мероприятий, а также участвовали в работе делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях, межпарламентских комиссиях по двустороннему сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами иностранных государств и групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств.

 

7. Информация о деятельности подкомитетов.

Согласно пункту 16 положения о комитете комитет образует следующие подкомитеты:

— по административному праву;

— по гражданскому праву и семейному праву;

— по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан.

1) В отчетный период подкомитет по административному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству провел заседания 14 апреля 2021 года, 24 мая 2021 года и 16 декабря 2021 года.

2) В отчетный период подкомитет по гражданскому праву и семейному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – подкомитет по гражданскому праву и семейному праву комитета) осуществлял свою деятельность согласно Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и принятому в соответствии с ним Регламенту подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета, утвержденному на своем заседании 30 ноября 2020 года.

В 2021 году подкомитетом по гражданскому праву и семейному праву комитета проведено 8 заседаний, на которых рассмотрено 106 вопросов.

30 марта 2021 года подкомитетом по гражданскому праву и семейному праву комитета совместно с первым заместителем председателя комитета Л.Н. Глебовой проведен круглый стол на тему «Семья и государство: новые конституционные возможности взаимодействия в обеспечении права детей на образование» (под председательством Л.Н. Глебовой).

В соответствии с планом работы члены подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета 3 июня 2021 года приняли участие в заседании Студенческого научно-экспертного совета юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет» на тему «Научное обоснование предпосылок и процесса совершенствования семейного законодательства», на котором председатель подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета выступила с докладом.

В 2021 году основным направлением работы подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета являлась организация работы Межведомственной рабочей группы по согласованию предложений о поправках в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка, и выработке единой редакции законопроекта о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (далее – МРГ). В состав МРГ вошли представители 7 федеральных органов исполнительной власти (Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, председатель Научно-экспертного совета при подкомитете по гражданскому праву и семейному праву комитета и руководитель экспертной рабочей группы представителей родительских и иных общественных организаций Научно-экспертного совета при подкомитете по гражданскому праву и семейному праву комитета.

В целях выработки согласованной позиции было проведено 17 заседаний МРГ, разработана и согласована Концепция, содержащая 70 согласованных законодательных предложений.

На заседании подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета 19 октября 2021 года был утвержден План законодательных инициатив, направленных на реализацию согласованной Концепции совершенствования Семейного кодекса Российской Федерации (далее – План законодательных инициатив), в который были включены 4 законопроекта:

(1) «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации конституционных положений об укреплении и защите семьи, сохранении традиционных семейных ценностей как важнейших направлениях государственной политики (о совершенствовании действующего механизма защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью);

(2) «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации конституционных положений о государственной защите детей, оставшихся без попечения родителей);

(3) «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации конституционных положений о государственной защите семьи, материнства, отцовства и детства);

(4) «О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации» (в целях обеспечения реализации конституционного положения о повышении взаимного доверия государства и общества при осуществлении семейно-правового регулирования).

В соответствии с утвержденным Планом законодательных инициатив подкомитетом по гражданскому праву и семейному праву комитета был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации конституционных положений об укреплении и защите семьи, сохранении традиционных семейных ценностей как важнейших направлениях государственной политики (о совершенствовании действующего механизма защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) (законопроект № 1 Плана законодательных инициатив) и сопроводительные документы к нему.

Подкомитет по гражданскому праву и семейному праву комитета принял участие в организации, проведении и подготовке проекта Рекомендаций круглого стола комитета на тему «Создание алиментного фонда как одно из направлений совершенствования законодательства об алиментах на детей», который состоялся 18 ноября 2021 года. В работе круглого стола приняли участие представители 65 субъектов Российской Федерации.

Подкомитет по гражданскому праву и семейному праву комитета принял участие в организации, проведении и подготовке проекта Рекомендаций круглого стола на тему «Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Превентивная функция прокуратуры», который состоялся 13 декабря 2021 года. В работе круглого стола приняли участие представители 78 субъектов Российской Федерации.

3) В отчетный период Подкомитетом по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при участии представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, адвокатского сообщества и ряда ведущих экспертов проведено 2 круглых стола по темам:

— «Обеспечение защиты граждан от необоснованного уголовного преследования»;

— «Совершенствование Федерального закона „Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“.

 

8. Информация о деятельности консультативных и совещательных органов при комитете.

В силу продолжающихся ограничений в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), работа экспертно-консультативного совета при комитете (далее – ЭКС) в 2021 году проводилась в гибридном формате – с использованием видео-конференц-связи и в виде очного участия членов ЭКС в тех мероприятиях, где это позволяла эпидемиологическая обстановка.

За отчетный период работа ЭКС была выстроена по следующим направлениям:

1. Подготовка экспертных позиций по предложениям граждан и организаций, направляемых в адрес комитета;

2. Участие в подготовке, а также непосредственное участие в мероприятиях, организованных комитетом.

 

9. Информация о результатах работы с обращениями граждан.

За 2021 год комитетом проработано 863 обращения, которые были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания, утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 189рп-СФ.

Работа с обращениями граждан ведется постоянно, все жалобы, заявления, предложения рассматриваются всесторонне и своевременно согласно установленным действующим законодательством срокам.

Предмет обращений граждан по сравнению с 2020 годом изменился. Около 45% обращений содержали предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, 15% – о реформировании судебной системы, из них примерно четверть – обжалование (несогласие) судебных решений, 20% обращений (жалоб) на действия (бездействие) должностных лиц различных органов власти Российской Федерации, а 15% содержали различные вопросы, в том числе и о принятии мер социального характера.

Обращения, рассмотрение которых находилось вне рамок компетенции Совета Федерации и сенаторов Российской Федерации, были направлены в соответствующие государственные органы по подведомственности.

Всего переадресовано 86 обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации.

 

10. Сведения об общем количестве выступлений и комментариев членов комитета в средствах массовой информации, в том числе в парламентских средствах массовой информации (подробнее – в Приложении 9).

В отчетном периоде члены комитета осуществляли взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, принимали участие в теле- и радиоэфирах, давали комментарии и интервью информационным агентствам, сетевым и печатным изданиям.

Взаимодействие осуществлялось в различных формах: комментирование позиций комитета в части разъяснения концепции и основных положений разрабатываемых, внесенных, рассматриваемых, принимаемых, одобряемых (либо отклоняемых) законопроектов и законов, деятельности комитета в рамках вопросов его ведения, интервьюирование на актуальные темы, участие в тематических телевизионных программах и эфирах, радиопередачах и радиоэфирах.

Члены комитета активно взаимодействовали с пресс-службой Совета Федерации, а также с парламентскими средствами массовой информации (телеканал «Вместе-РФ», «Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», интернет-ресурс «Сенат-информ»).

Так, в отчетном периоде на официальном сайте Совета Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Совета Федерации) было размещено 925 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета. Кроме того, на сайте Совета Федерации членами комитета было опубликовано 29 тематических статей в разделе «Блоги».

В отчетном периоде:

на сайте «Парламентской газеты» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт «Парламентской газеты») размещена 1361 публикация, содержащая информацию о деятельности комитета и членов комитета;

на сайте сетевого издания «Сенат-информ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт «Сенат-информ») было размещено 676 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета;

на сайте телеканала «Вместе-РФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт «Вместе-РФ») было размещено 340 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета.


Приложение 1 (в .pdf версии)

Приложение 2 (в .pdf версии)

Приложение 3 (в .pdf версии)

Приложение 4 (в .pdf версии)

Приложение 5 (в .pdf версии)

Приложение 6 (в .pdf версии)

Приложение 7 (в .pdf версии)

Приложение 8 (в .pdf версии)

Приложение 9 (в .pdf версии)