Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 5 декабря 2018 года № 564-СФ. Предыдущий отчет полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации был представлен 20 января 2021 года.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
На заседаниях коллегий было отмечено, что в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 прокуроры применяли новые подходы к организации надзора, взаимодействию с населением, в координации с органами власти и правоохранительными ведомствами оперативно реагировали на все угрозы стабильному развитию общества.
Ежегодно при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорами пресекается порядка 4 млн нарушений, при этом восстанавливаются права более 1 млн человек. Генеральный прокурор Российской Федерации отметил, что эти меры касались многих категорий граждан, представителей самых различных профессий, в том числе тех, кто оказался на передовой в борьбе с коронавирусной инфекцией.
Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год.
В 2021 году Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был рассмотрен в рамках новой процедуры (проведенная в 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации масштабная конституционная реформа закрепила на конституционном уровне важнейшие положения, касающиеся системы российской прокуратуры. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации») ряд кадровых вопросов, касающихся прокуратуры Российской Федерации.
Согласно пункту «е1» статьи 83 и пункту «з» части первой статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктам 2 и 32 статьи 121, пунктам 11 и 12 статьи 151 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и частями 2 и 4 статьи 188 Регламента Совета Федерации комитетами Совета Федерации проводятся консультации по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должности первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.
На совместных заседаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по предметам их ведения были проведены консультации по следующим представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам:
1. Разинкина А.В. – на должность первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации;
2. Городова П.П. – на должность заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации;
3. Бухтоярова П.В. – на должность прокурора Пермского края;
4. Праскова Р.С. – на должность прокурора Ростовской области;
5. Ханько А.В. – на должность прокурора Иркутской области;
6. Щербакова В.А. – на должность прокурора Республики Мордовия;
7. Паволина С.В. – на должность прокурора Мурманской области;
8. Травкина А.А. – на должность прокурора Нижегородской области;
9. Шуваркина Д.П. – на должность военного прокурора Балтийского флота;
10. Эппа В.И. – на должность прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа;
11. Блошкина А.Г. – на должность прокурора Кемеровской области — Кузбасса;
12. Габриеляна К.К. – на должность прокурора Челябинской области;
13. Грицаенко А.А. – на должность прокурора Тульской области;
14. Крылова Б.А. – на должность прокурора Свердловской области;
15. Немкина Ю.А. – на должность прокурора Новгородской области;
16. Столярова С.А. – на должность прокурора Приморского края;
17. Харченкова Д.Н. – на должность прокурора Республики Карелия;
18. Германа А.А. – на должность прокурора Алтайского края;
19. Попова М.Н. – на должность прокурора Республики Саха (Якутия);
20. Теребунова А.А. – на должность прокурора Ульяновской области;
21. Хлустикова Н.Н. – на должность прокурора Архангельской области;
22. Илюшина А.А. – на должность Волжского межрегионального природоохранного
прокурора;
23. Макушенко Е.А. – на должность Байкальского межрегионального
природоохранного прокурора;
24. Дябкина С.Н. – на должность прокурора Республики Тыва;
25. Мельника В.Д. – на должность прокурора г. Санкт-Петербурга;
26. Павлова А.Б. – на должность прокурора Пензенской области;
27. Пантюшина И.С. – на должность прокурора Республики Башкортостан;
28. Тимошичева А.М. – на должность прокурора Вологодской области;
29. Юрасова О.А. – на должность прокурора Ивановской области.
Все кандидатуры были поддержаны, соответствующие заключения были направлены Председателю Совета Федерации в установленный срок.
Информация о результатах рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должности прокуроров была размещена на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет.
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации.
В 2021 году были приняты следующие федеральные законы, затрагивающие деятельность прокуратуры.
1. Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», наделяющий прокурора правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при выполнении государственного оборонного заказа, а также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного ущерба.
Федеральный закон позволит сформировать дополнительные процессуальные механизмы восстановления нарушенных имущественных прав при злоупотреблениях на этапе привлечения исполнителей к выполнению государственного оборонного заказа, государственного и муниципального заказа.
2. Федеральный закон 1 июля 2021 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон наделяет Генеральную прокуратуру Российской Федерации функциями по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
3. Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре», который предусматривает продление срока ввода в эксплуатацию государственной автоматизированной системы правовой статистики, начала предоставления федеральными государственными органами в органы прокуратуры первичных статистических данных о состоянии преступности, а также сроки размещения Генеральной прокуратурой Российской Федерации официальной статистической информации в сети «Интернет».
4. Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на закрепление в уголовном процессе особенностей процедур допроса, очной ставки, опознания в уголовном деле с использованием систем видео-конференц-связи.
Федеральный закон дополняет Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 1891 «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи», устанавливающей основания и порядок производства допроса, очной ставки, опознания на досудебной стадии уголовного судопроизводства посредством видео-конференц-связи.
Следователь, дознаватель вправе провести допрос, очную ставку, опознание путем использования систем видео-конференц-связи государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, при наличии технической возможности по правилам статьи 164 «Общие правила производства следственных действий» УПК РФ с учетом особенностей, установленных новой статьей.
В 2021 году были внесены в Государственную Думу следующие проекты федеральных законов, затрагивающие деятельность прокуратуры.
1. Проект федерального закона № 1133091–7 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Проектом федерального закона разработан порядок проведения Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами проверки достоверности сведений о законности получения денежных средств на счета в банках или иных кредитных организациях лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
2. Проект федерального закона № 1192314–7 «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроект наделяет прокуроров правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности.
Кроме того, прокурор будет вправе по своей инициативе или по инициативе суда вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом или судом общей юрисдикции, на любой стадии процесса, в том числе при рассмотрении арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного суда, с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.
За отчетный период от граждан и организаций поступило шестьдесят семь обращений, затрагивающих деятельность прокуратуры Российской Федерации. Сорок восемь обращений было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в прокуратуры субъектов Российской Федерации по подведомственности.
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.
Законодательное регулирование уголовного судопроизводства, статуса прокурора и следователя является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.
Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанными органами. Главным показателем такого взаимодействия являются своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запросы членов Совета Федерации и комитетов Совета Федерации.
Раздел V. Выводы и предложения.
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора и следователя.
Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.