Планы и отчеты

Отчет Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству о работе в 2022 году

1. Общие положения:

1) Тезисы о наиболее значимых направлениях деятельности комитета:

В отчетный период члены Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – члены комитета, комитет) приняли участие в проработке следующих вопросов особой важности (подробнее – в Приложении 1):

1. Ратификация Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой и Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой.

2. Дача согласия Президенту Российской Федерации Советом Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

3. Ратификация международных договоров о принятии новых субъектов в состав Российской Федерации.

4. Одобрение федеральных конституционных законов, касающихся образования в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей).

5. Утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении военного положения в отдельных субъектах Российской Федерации.

6. Законодательное обеспечение интеграции Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в правовую систему Российской Федерации.

7. Проведение консультаций по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре на должность Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Назначение судей высших судебных инстанций: назначение судьи Конституционного Суда Российской Федерации, председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

9. Работа над принятием Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 588-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (проект № 967075–7), внесенного в Государственную Думу 3 июня 2020 года в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации Н.В. Федоровым, Н.А. Журавлевым, А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, М.Г. Кавджарадзе, а также С.Ю. Фабричным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.

2) Информация о результатах исполнения комитетом протокольных поручений Совета Федерации:

В отчетном периоде комитетом исполнено 23 протокольных поручения (16 – как ответственным исполнителем, 7 – как соисполнителем).

 

2. Законодательная деятельность:

1) Информация о количестве рассмотренных в комитете федеральных конституционных законов, федеральных законов (подробнее – в Приложении 2), законопроектов (подробнее – в Приложении 3) и проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации (подробнее – в Приложении 4):

В ходе заседаний комитета в 2022 году было рассмотрено 261 федеральных конституционных закона и федеральных закона, одобренных Государственной Думой; по 8 федеральным конституционным законам и 147 федеральным законам (всего 155) комитет выступил ответственным исполнителем, по 106 федеральным законам – соисполнителем.

Таким образом, за отчетный период комитет принял участие в рассмотрении и подготовке к рассмотрению 40.31% всех законов (федеральных конституционных законов и федеральных законов), рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2022 году. При этом комитет являлся ответственным исполнителем по 23.85% всех законов (федеральных конституционных законов и федеральных законов), рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2022 году.

В отчетном периоде комитет рассмотрел 400 проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (10 проектов федеральных конституционных законов, 390 проектов федеральных законов).

Также комитетом было рассмотрено 73 проекта законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

2) Информация о наиболее общественно значимых федеральных конституционных законах, федеральных законах, рассмотренных на заседании комитета, с краткой характеристикой:

Федеральный закон 14 июля 2022 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Закон направлен на модернизацию уголовно-правовых мер противодействия пыткам.

В УК РФ введено новое определение понятия «пытка», соответствующее международным конвенциям.

Установлена повышенная ответственность за пытки, совершаемые представителями власти – от 4 до 12 лет лишения свободы. Если пытки повлекли причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего, наказание составит от 8 до 15 лет лишения свободы.

Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законом установлена повышенная уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

Также установлена уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен и мародерство.

УК РФ дополнен новыми составами, предусматривающими ответственность за неисполнение государственного оборонного заказа и нарушение условий государственного контракта.

Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законами установлен полный запрет на использование социальных сетей, средств массовой информации, фильмов, товаров для размещения информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола. Для рекламной продукции и продукции, предназначенной для несовершеннолетних, дополнительно устанавливается запрет на демонстрацию данной информации.

Введен внесудебный порядок включения указанной информации в единый реестр запрещенной информации в целях блокирования.

Регламентирован порядок осуществления мониторинга сети «Интернет» в целях выявления противоправной информации.

Административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений наступает за совершение таких действий в отношении лиц любого возраста, а не только в отношении несовершеннолетних, как это предусмотрено сейчас. При этом санкции за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних существенно ужесточены.

Введена административная ответственность за пропаганду смены пола, пропаганду педофилии, а также за распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения либо способной вызвать у них желание сменить пол.

За совершение перечисленных правонарушений для граждан, должностных и юридических лиц установлены повышенные размеры административных штрафов.

Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Закон направлен на усиление уголовно-правовых мер обеспечения безопасности государства.

В этих целях закон дополнил УК РФ новой статьей 2073, устанавливающей ответственность за публичное распространение фейков об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан. Максимальное наказание – до 15 лет лишения свободы, если повлекло тяжкие последствия.

Кроме того, закон дополнил УК РФ статьей 2803, устанавливающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан. Максимальное наказание – до 5 лет лишения свободы.

Помимо этого, Закон дополнил УК РФ статьей 2842 устанавливающей ответственность за призывы к введению или продлению политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации либо российских юридических лиц, совершенное лицом, привлеченным к административной ответственности за это деяние. Максимальное наказание – до 3 лет лишения свободы.

Федеральный закон от 25 марта 2022 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законом установлена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Также законом установлена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Федеральный закон от 25 марта 2022 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.32 и 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон направлен на повышение ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие причинение ущерба лесным насаждениям в результате пожара, а также усиление уголовно-правовых мер обеспечения безопасности государства.

Законом установлен критерий, разграничивающий административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Кроме того, Закон внес изменения в наименование и диспозицию статьи 20.33 (Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности) КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования государственных органов Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Ранее Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установил административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях (часть 1 статьи 20.33 КоАП РФ), если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Закон обусловлен обстоятельствами прекращения членства России в Совете Европы и направлен на законодательное определение периода, в течение которого могут быть исполнены постановления ЕСПЧ в российской правовой системе.

В связи с тем, что уведомление России о выходе из Совета Европы было направлено 15 марта 2022 года, законом закреплено, что постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после этой даты, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Помимо этого, закреплено, что выплата денежной компенсации по решениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, производится только в российских рублях на счета в российских кредитных организациях и не может быть произведена на счета в иностранных кредитных организациях, расположенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении России.

Законом также исключены положения процессуальных кодексов (АПК, ГПК, КАС), касающиеся пересмотра судебных актов в связи с вынесением постановлений ЕСПЧ.

Отдельно предусматривается при этом, что суды могут при необходимости применять соответствующие нормы процессуальных кодексов о пересмотре в целях исполнения постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу до 15 марта 2022 года.

Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Закон концептуально связан с Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Из УПК РФ исключены положения о том, что решения ЕСПЧ являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств.

При этом законом закреплен дополнительный компенсаторный механизм защиты прав граждан в рамках осуществления производства по уголовным делам.

Закреплено новое основание для отмены вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а именно – признание решением Конституционного Суда Российской Федерации нормы соответствующей Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании.

Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон направлен на закрепление социально-трудовых гарантий лиц (в том числе гражданских служащих), проходящих военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту в чрезвычайных ситуациях либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Федеральный закон от 19 декабря 2022 года № 538-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон ввел запрет на использование на территории Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства института суррогатного материнства и устанавливает такую возможность только для граждан, состоящих в браке. Одновременно институт суррогатного материнства исключен из методов лечения бесплодия, доступного иностранным гражданам, и переводится согласно своей медицинской сути в самостоятельную медицинскую категорию.

Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 586-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В УК РФ введены новые составы преступлений, предусматривающие ответственность за:

— содействие диверсионной деятельности;

— прохождение обучения диверсионной деятельности;

— организацию диверсионного сообщества и участие в нем.

Наказание за такие деяния предусматривается в виде лишения свободы, срок которого варьируется, в зависимости от степени общественной опасности совершенного деяния, от 5 лет до пожизненного лишения свободы.

Законом предусмотрены специальные основания освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно прекративших такую деятельность, если они своевременно сообщили органам власти о совершении указанных преступлений и способствовали их предотвращению либо пресечению.

Кроме того, совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии признается обстоятельством, отягчающим наказание.

Одновременно Законом раскрыты понятия поддержки, оправдания и пропаганды диверсии.

 

3) Информация о подготовленных комитетом постановлениях Совета Федерации:

Комитетом подготовлены и внесены на рассмотрение Совета Федерации 165 проектов постановлений Совета Федерации.

 

3. Законопроектная работа (законодательные инициативы и поправки к законопроектам, подготовленные и внесенные сенаторами Российской Федерации – членами комитета) (подробнее – в Приложении 5):

 

1) Информация о законопроектах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:

По состоянию на конец отчетного периода в Государственной Думе на рассмотрении находятся 35 проектов федеральных законов, внесенных в 2022 году и субъектами права законодательной инициативы по которым являются члены комитета.

2) Информация о принятых федеральных законах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:

За отчетный период Советом Федерации было рассмотрено и одобрено 40 федеральных законов, субъектами права законодательной инициативы по которым являлись члены комитета.

 

4. Обзор подготовленных и проведенных мероприятий:

1) Сведения о количестве заседаний комитета, в том числе очередных, внеочередных, расширенных, совместных (подробнее – в Приложении 6):

В отчетном периоде комитет провел 35 заседаний, из них 22 заседания комитета, 1 внеочередное заседание комитета, 1 расширенное заседание комитета, 10 совместных заседаний комитета, 1 внеочередное совместное заседание комитета.

2) Информация о подготовленных и проведенных мероприятиях (подробнее – в Приложении 7):

Комитетом за 2022 год самостоятельно, а также в качестве исполнителя (в том числе совместно с другими комитетами Совета Федерации) проведено 47 мероприятий.

3) Информация об участии в подготовке и проведении мероприятий в Совете Федерации (подробнее – в Приложении 7):

Комитет в качестве соисполнителя принимал участие в подготовке и проведении 7 мероприятий.

Информация об участии в подготовке и проведении «правительственного часа»:

В отчетном периоде комитет не участвовал в подготовке «правительственного часа». Члены комитета участвовали в проведении «правительственных часов», подготовленных другими комитетами Совета Федерации.

Информация об участии в подготовке и проведении «времени эксперта»:

В отчетном периоде комитет участвовал в подготовке «времени эксперта» в рамках 532 заседания Совета Федерации. На заседании выступил генеральный директор автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» Алексей Геннадиевич Комиссаров.

Информация об участии в подготовке и проведении Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации:

В отчетном периоде комитет не участвовал в проведении Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации.

Информация об участии в работе временных комиссий Совета Федерации (подробнее – в Приложении 7):

В отчетном периоде члены комитета приняли участие в работе комиссий Совета Федерации.

Информация об участии в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации сократила название! (подробнее – в Приложении 7):

Члены комитета в 2022 году принимали участие в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации.

4) Информация об участии членов комитета в мероприятиях, проводимых другими органами и организациями (подробнее – в Приложении 7).

Информация о взаимодействии комитета с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2022 году.

Информация о взаимодействии комитета с Конституционным Судом Российской Федерации в 2022 году.

Информация о подготовке и об участии в иных мероприятиях.

 

5. Парламентский контроль:

1) Информация о результатах парламентского контроля:

В комитете в рамках осуществления парламентского контроля находится на контроле Перечень разрабатываемых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федеральных законов, принятых в 2014 – 2022 годах.

По состоянию на конец IV квартала 2022 года в представленном перечне к вопросам ведения комитета относятся 17 федеральных законов и предусмотрена разработка и принятие 86 подзаконных актов, из которых 69 нормативных правовых актов должны быть приняты до конца 2022 года и 17 подзаконных нормативных правовых актов – в I квартале 2023 года.

По состоянию на отчетную дату по всем нормативным правовым актам соблюден установленный срок их принятия.

2) Информация о результатах исполнения постановлений Совета Федерации:

Согласно пункту 7 Постановления Совета Федерации от 19 мая 2021 года № 185-СФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год» (далее – Постановление) на комитет был возложен контроль за исполнением указанного Постановления.

Отчет об исполнении Постановления был направлен в Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (далее – Комитет СФ по Регламенту) 8 апреля 2022 года (Постановление снято с контроля 25 апреля 2022 года решением Комитета СФ по Регламенту № 3.10–02/757).

В соответствии с пунктом 2 Постановления профильные комитеты Совета Федерации продолжили взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросам выполнения рекомендаций в отношении России, изложенных в докладе по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров», представленном в рамках четвертого раунда оценки Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

В соответствии с пунктом 3 Постановления комитету во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации было поручено рассмотреть целесообразность совершенствования положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих возможность назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобождении от уголовной ответственности, и представить соответствующие предложения в период осенней сессии 2021 года. Письмом № 3.1–47/4119 от 7 декабря 2021 года комитет сообщил, что во исполнение указанного поручения Генеральной прокуратурой Российской Федерации был разработан проект федерального закона, направленного на конкретизацию перечня преступлений, при совершении которых должно исключаться применение меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Законопроект направлялся в комитет и получил предварительную положительную оценку.

В период весенней сессии 2022 года законопроект был доработан с учетом мнения заинтересованных государственных органов и направлен в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации для получения официальных отзывов в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительству Российской Федерации было рекомендовано завершить во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О ветеранах“ в части предоставления отдельным категориям прокурорских работников всего объема социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ „О ветеранах“. Данный законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 октября 2021 года, принят в третьем чтении 26 января 2022 года, одобрен Советом Федерации 11 февраля 2022 года (Федеральный закон от 16 февраля 2022 года № 14-ФЗ „О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации „О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей“ и Федеральный закон „О ветеранах“).

Кроме того, пунктом 4 Постановления Правительству Российской Федерации было рекомендовано завершить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“ в части наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации полномочиями собственника в отношении федерального имущества, переданного органам и организациям прокуратуры. Данный законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 июля 2022 года и принят в третьем чтении 19 октября 2022 года, одобрен Советом Федерации 2 ноября 2022 года (Федеральный закон от 4 ноября 2022 года № 425-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“).

В целях исполнения Постановления Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществлен ряд организационных и надзорных мероприятий, в том числе:

— обеспечено эффективное взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях реализации на региональном уровне изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»;

— обеспечен надзор за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

— проведены проверки, которыми охвачены все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. По итогам прокурорского вмешательства восстановлены права более 102 тыс. несовершеннолетних;

— отстаивая жилищные права детей-сирот, прокуроры в 2021 году добились защиты прав 17 тыс. лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении условий проживания;

— надзорное сопровождение нормотворческой деятельности органов власти и органов местного самоуправления позволило привести в соответствие с законодательством более 34 тыс. правовых актов, из которых исключены обременительные обязанности, избыточные требования и другие дефекты правового регулирования, ухудшающие положение предпринимателей;

— установлены многочисленные факты проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства вопреки мораторию, приняты меры по привлечению к ответственности виновных лиц;

— в 2021 году органами прокуратуры Российской Федерации в целях защиты граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, предъявлено 1 677 исков (заявлений) на сумму 72 967 509 тыс. рублей, удовлетворено и прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 979 исков на сумму 52 724 325 тыс. рублей;

— активизирован надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Актами прокурорского реагирования восстанавливались законные права подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в отношении которых администрациями учреждений уголовно-исполнительной системы допускалось незаконное применение мер взыскания, в том числе в виде выдворения в штрафные помещения (отменено 1 732 незаконных постановления).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» Комитетом было подготовлено заключение по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в раздел I „Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации „Информационное общество“ государственной программы Российской Федерации „Информационное общество“.

 

6. Участие в международном сотрудничестве (подробнее – в Приложении 8).

Члены комитета в 2022 году принимали активное участие в подготовке и проведении международных мероприятий, а также участвовали в работе делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях, межпарламентских комиссиях по двустороннему сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами иностранных государств и групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств.

 

7. Информация о деятельности подкомитетов.

Согласно пункту 16 Положения о комитете комитет образует следующие подкомитеты:

— по административному праву;

— по гражданскому праву и семейному праву;

— по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан.

1) В отчетный период члены подкомитета по административному праву комитета приняли участие в следующих мероприятиях:

22 марта 2022 года – заседание подкомитета по административному праву, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

— Отчет о работе подкомитета по административному праву за 2021 год;

— Утверждение плана работы подкомитета на весеннюю сессию 2022 года.

23 мая 2022 года – участие членов подкомитета по административному праву в работе «круглого стола» «Развитие административно-деликтного законодательства в сфере природопользования и экологии».

27 июня 2022 года – участие членов подкомитета по административному праву в работе «круглого стола» «Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в сфере транспорта».

7 июля 2022 года – заседание подкомитета по административному праву методом опросного листа, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

— Обсуждение проекта рекомендаций «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы административно-деликтного законодательства в сфере транспорта», проведенного 27 июня 2022 год;

— О включении в план работы подкомитета на осеннюю сессию 2022 года вопроса о совершенствовании правового регулирования управления некоторыми видами средств малой мобильности.

17 ноября 2022 года – заседание подкомитета по административному праву комитета, участие членов подкомитета в совместном заседании с Экспертно-консультативным советом.

2) В отчетный период подкомитет по гражданскому праву и семейному праву комитета осуществлял деятельность следующим образом (подробнее – в Приложении 7).

В отчетном периоде подкомитетом по гражданскому праву и семейному праву комитета проведено 7 заседаний.

В 2022 году основным направлением работы подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета являлась организация работы Межведомственной рабочей группы при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для выработки консолидированной позиции по совершенствованию положений Семейного кодекса Российской Федерации (далее – МРГ).

В отчетном периоде состоялось 3 заседания МРГ.

В соответствии с Планом законодательных инициатив, направленных на реализацию согласованной Концепции совершенствования Семейного кодекса Российской Федерации, утвержденным на заседании подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета 19 октября 2021 года, 4 июля 2022 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 157281–8 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Подкомитет по гражданскому праву и семейному праву комитета принял участие в организации, проведении и подготовке проекта рекомендаций «круглых столов»:

— «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения» (27 апреля 2022 года). В работе «круглого стола» приняли участие представители 35 субъектов Российской Федерации.

— «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения: признание детей оставшимися без попечения родителей и их устройство» (12 июля 2022 года). В работе «круглого стола» приняли участие представители 30 субъектов Российской Федерации.

— «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения: вопросы определенности терминологии семейного законодательства» (27 октября 2022 года). В работе «круглого стола» приняли участие представители 33 субъектов Российской Федерации.

3) В отчетный период подкомитетом по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан при участии представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, адвокатского сообщества и ряда ведущих экспертов проведено 4 «круглых стола»:

— «Вопросы, подлежащие решению, в целях совершенствования законодательства, направленного на обеспечение военной безопасности Российской Федерации в части, касающейся уголовного преследования за посягательства, совершенные в военное время либо в боевой обстановке»;

— «Отсрочка отбывания наказания в военное время, в период мобилизации, военного положения или вооруженного конфликта»;

— «Механизм реализации отсрочки отбывания наказания осужденному военнослужащему в военное время, в период мобилизации, военного положения или вооруженного конфликта»;

— «Механизм реализации отсрочки отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы осужденному гражданину, состоящему на воинском учете или не состоящему на воинском учете, но обязанному состоять на воинском учете, либо гражданину, пребывающему в запасе, в военное время и (или) в период мобилизации».

По итогам «круглых столов» подготовлены и представлены в комитет соответствующие рекомендации.

Также в период 2022 года Подкомитетом подготовлены 3 законопроекта, из которых внесены изменения, предусмотренные 1 законопроектом (2 законопроекта находятся на согласовании в Правительстве Российской Федерации):

— поправки к законопроекту № 160006–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 июля 2022 года и принят в первом чтении 15 июля 2022 года, во втором и третьем чтениях – 20 сентября 2022 года; Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ);

— разработан законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (находится на согласовании в Правительстве Российской Федерации);

— разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (находится на согласовании в Правительстве Российской Федерации).

 

8. Информация о деятельности консультативных и совещательных органов при комитете.

Работа экспертно-консультативного совета при комитете (далее – ЭКС) в 2022 году проводилась в гибридном формате – с использованием видео-конференц-связи и в виде очного участия членов ЭКС.

За отчетный период работа ЭКС была выстроена по следующим направлениям:

1. Подготовка экспертных позиций по предложениям граждан и организаций, направляемых в адрес комитета.

2. Участие в подготовке, а также непосредственное участие в мероприятиях, организованных комитетом.

В частности, А.Д. Башкин как председатель ЭКС 17 ноября 2022 года подготовил и провел расширенное заседание ЭКС с участием подкомитета по административному праву.

 

9. Информация о результатах работы с обращениями граждан.

За 2022 год комитетом проработано 702 обращения граждан, которые были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания, утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 23рп-СФ.

Работа с обращениями граждан ведется постоянно, все жалобы, заявления, предложения рассматриваются всесторонне и своевременно согласно установленным действующим законодательством срокам.

Предмет обращений граждан за указанный период составил:

около 55% обращений содержали предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, 15% – о реформировании судебной системы, из них примерно половина – обжалование (несогласие) судебных решений, 15% обращений содержали жалобу на действия (бездействие) должностных лиц различных органов государственной власти Российской Федерации, 10% – вопросы о принятии мер социального характера и 5% – по вопросам, касающимся частичной мобилизации.

Обращения, рассмотрение которых находилось вне компетенции Совета Федерации и сенаторов Российской Федерации, были направлены в соответствующие государственные органы по подведомственности.

Всего переадресовано 118 обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации.

 

10. Сведения об общем количестве выступлений и комментариев членов комитета в средствах массовой информации, в том числе в парламентских средствах массовой информации (подробнее – в Приложении 9).

 

В отчетном периоде члены комитета осуществляли взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, принимали участие в теле- и радиоэфирах, давали комментарии и интервью информационным агентствам, сетевым и печатным изданиям.

Взаимодействие осуществлялось в различных формах: комментирование позиций комитета в части разъяснения концепции и основных положений разрабатываемых, внесенных, рассматриваемых, принимаемых, одобряемых (либо отклоняемых) законопроектов и законов, деятельности комитета в рамках вопросов его ведения, интервьюирование на актуальные темы, участие в тематических телевизионных программах и эфирах, радиопередачах и радиоэфирах.

Члены комитета активно взаимодействовали с пресс-службой Совета Федерации, а также с парламентскими средствами массовой информации (телеканал «Вместе-РФ», «Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», интернет-ресурс «Сенат-информ»).

Так, в отчетном периоде на официальном сайте Совета Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Совета Федерации) было размещено 975 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета. Кроме того, на сайте Совета Федерации членами комитета было опубликовано 32 тематических статьи в разделе «Блоги».

В отчетном периоде:

на сайте «Парламентской газеты» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт «Парламентской газеты») размещено 1464 публикации, содержащие информацию о деятельности комитета и членов комитета;

на сайте сетевого издания «Сенат-информ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт «Сенат-информ») было размещено 1314 публикации, содержащие информацию о деятельности комитета и членов комитета;

на сайте телеканала «Вместе-РФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт «Вместе-РФ») было размещено 406 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета.

Приложение 1 (в .pdf версии)

Приложение 2 (в .pdf версии)

Приложение 3 (в .pdf версии)

Приложение 4 (в .pdf версии)

Приложение 5 (в .pdf версии)

Приложение 6 (в .pdf версии)

Приложение 7 (в .pdf версии)

Приложение 8 (в .pdf версии)

Приложение 9 (в .pdf версии)