Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения Л.Н. Глебовой обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации в 2022 году

Первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Николаевна Глебова назначена полномочным представителем Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 14 февраля 2018 года №51-СФ. Переназначена на эту должность постановлением Совета Федерации от 19 октября 2022 года №460-СФ.

В 2022 году работа Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации строилась по следующим направлениям.

 

I. Совместные мероприятия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

 В течение года Общественная палата организовывала форумы активных граждан «Сообщество» в федеральных округах, в которых принимали участие сенаторы Российской Федерации и представители органов государственной власти:

14 – 15 апреля форум Сибирского федерального округа в г.Новосибирске, тема «Стабильность и защита. Векторы новой социально-экономической политики»;

12 – 13 июля форум Центрального федерального округа в г.Липецке, тема «Регионы будущего: развитие для людей»;

24 – 25 августа форум Приволжского федерального округа в г.Казани, тема «Россия: многообразие культур, единство граждан»;

6 – 7 октября форум Северо-Западного федерального округа в г.Петрозаводске, тема «Консолидация общественных сил: устойчивое развитие страны».

Проведение на протяжении нескольких месяцев серии форумов «Сообщество» сначала в федеральных округах, а затем в Москве позволяет самой широкой общественности познакомиться друг с другом, узнать тех людей, кто пользуется доверием в своей среде, кто является настоящим символом и героем, на кого хочется равняться.

Полномочный представитель Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации Л.Н. Глебова выступила с докладами в рамках дискуссии «Роль третьего сектора в современной архитектуре международных отношений» и пленарного заседания форума в Казани, а также в дискуссии «Объединяя молодежь страны. Роль молодежных движений в развитии патриотического воспитания» в Петрозаводске.

Итоговый форум «Сообщество» состоялся в Москве в Музее Победы 2 – 3 ноября. Пленарное заседание было посвящено теме «Народное единство: суверенитет, созидание и справедливость!», участников поприветствовала Л.Н. Глебова. Одна из дискуссионных площадок форума была подготовлена совместно с Советом при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества и посвящена теме: «Государственно-общественный характер просветительской и воспитательной деятельности».

Опыт деятельности в должности полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации был представлен Л.Н. Глебовой 12 декабря 2022 года в Совете Федерации на совещании, посвященном совершенствованию статуса и деятельности полномочных представителей Совета Федерации в различных органах публичной власти[1]. Было подчеркнуто, что взаимодействие двух палат создает устойчивость государства, поскольку через него к решению ключевых задач подключены все акторы социальной системы.

Таким образом, общими усилиями и, что немаловажно, на регулярной основе, ведется мониторинг практики применения федерального законодательства по вопросам развития гражданского общества в России.

 

II. Взаимодействие Совета Федерации с институтами гражданского общества в рамках федеральных и региональных форумов Общественной палаты Российской Федерации и иных дискуссионных площадок.

Представители Общественной палаты принимали участие в ряде ключевых форумов, круглых столов, семинаров, конференций, организованных Советом Федерации, в ходе которых обсуждались вопросы устойчивого развития некоммерческого сектора в Российской Федерации.

В рамках Х Парламентских встреч ХХХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» состоялся круглый стол «Опыт взаимодействия государственных и религиозных институтов в реализации программ развития институтов гражданского общества» (17 мая 2022 года, Москва). Дискуссия объединила представителей федеральных и региональных органов власти, традиционных религиозных институтов Российской Федерации, некоммерческого сектора, деятелей науки и культуры.

В формате научно-практической конференции Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества провел расширенное заседание, посвященное 100-летию создания пионерии и инициативе сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы учреждения российского движения детей и молодежи (1 июня 2022 года, Москва). В обсуждении «Детское движение России в современных условиях: историческая преемственность и триггеры развития» приняли участие члены Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов власти, члены общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат, детских организаций из субъектов Федерации, – всего около 100 человек.

Представители Совета Федерации в партнерстве с Российским обществом «Знание», Московской государственной юридической академией им. О.Е. Кутафина организовали круглый стол «Развитие просветительской деятельности в Российской Федерации» (1 декабря 2022 года, Москва). В рамках дискуссии состоялось расширенное заседание Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества. Сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов власти, Общественной палаты Российской Федерации, научного и культурного сообщества, некоммерческих организаций из разных субъектов Федерации подготовили сообщения, посвященные теме «Некоммерческий сектор и государственные институты: синергия взаимодействия и правовое обеспечение». Рассматривались законодательно-правовые основы участия общественных институтов в просветительской и воспитательной деятельности, расширение практики реализации некоммерческим сектором гуманитарного сотрудничества как внутри страны, так и за ее пределами в условиях современных геополитических реалий, перспективы взаимодействия публичной власти и гражданского общества в таких сферах, как наука, культура, просвещение, образование, экология, креативная индустрия, а также межрелигиозном и межнациональном диалогах.

В конце 2022 года представлен рейтинг Общественной палаты Российской Федерации «Регион-НКО». В частности, в исследовании отмечаются восемнадцать субъектов Российской Федерации, которые «планомерно работают над развитием третьего сектора на основе аналитики рейтинга»[2]. Существенно улучшили позиции по сравнению с 2020 и 2021 гг.: Калужская, Ленинградская, Белгородская, Курская области, республика Дагестан, Псковская область, республика Карелия, Липецкая область, Приморский край, Карачаево-Черкесская республика, Новосибирская область, республика Хакасия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Хабаровский край, республика Тыва, Краснодарский край, Костромская и Вологодская области[3]. В основе развития некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации – системное взаимодействие органов государственной власти с региональной общественной палатой и Общественной палатой Российской Федерации, а также экспертным сообществом.

Лидерами по такому фактору рейтинга, как экономическая значимость некоммерческого сектора в регионе, стали: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, республика Татарстан, Приморский край, Новосибирская область. По динамике роста в этом факторе в 2021 – 2022 гг.: республика Дагестан, республика Калмыкия, ты-Мансийский автономный округ – Югра. Устойчивость существования некоммерческих организаций зафиксирована в Москве, республике Хакасия, Тверской и Вологодской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре[4].

 

III. В вопросах формирования нормативно-правовой базы в сфере усовершенствования работы институтов гражданского общества инициировано обсуждение ряда поправок в федеральные законодательные акты.

Общественная экспертиза проектов конституционных и федеральных законов проводится Общественной палатой Российской Федерации с целью достижения согласия граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по общественно значимым вопросам государственной политики.

В 2022 году, среди прочих, обсуждались следующие законодательные изменения:

О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

О внесении изменений в статьи 7 и 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в целях уточнения отдельных положений о фондах и приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации);

О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в части расширения полномочий постоянно действующего руководящего органа общественного движения);

О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по формированию и ведению реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности);

Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в части совершенствования законодательства при проведении дистанционного электронного голосования);

О гражданстве Российской Федерации;

О российском движении детей и молодежи «Большая перемена»

О внесении изменений в Федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Таким образом, среди актуальных вопросов взаимодействия двух палат в 2022 году определились следующие:

поддержка некоммерческого сектора в Российской Федерации;

мониторинг реализации федерального закона о просветительской деятельности;

государственно-общественный характер становления воспитательной деятельности и создание общероссийского движения детей и молодежи.

 

Общественная палата Российской Федерации при поддержке представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества обратилась в Правительство Российской Федерации с просьбой сохранить в условиях социально значимой деятельности некоммерческого сектора в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336, в частности, предусмотрена отмена плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, или федерального государственного пожарного надзора объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года № 590 смягчены требования в рамках предоставления государственных субсидий и грантов социально ориентированным некоммерческим организациям в 2022 году. Так, например, предусмотрена возможность сокращения срока окончания приема заявок участников отбора получателей субсидии (гранта) для предоставления субсидий до десяти календарных дней; допускается наличие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате, не превышающая 300 тысяч рублей. Помимо этого установлены: неприменение штрафных санкций и возможность корректировки целевых показателей и сроков достижения результатов предоставления субсидии (гранта), обозначенных в условиях предоставления субсидии (гранта).

Результатом диалога государственных и общественных институтов стало принятие в целях сохранения действующих фондов целевых капиталов и обеспечения их стабильности в условиях кризисной ситуации, обусловленной негативным влиянием антироссийских санкций на деятельность некоммерческий сектор, Федерального закона от 14 июля 2022 года № 279-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“» (далее – Федеральный закон № 279-ФЗ). Предоставлены возможности фондам целевого капитала сохранить административно-управленческий персонал и не расформировывать фонд целевого капитала при снижении объема чистых активов[5], а также установлен ряд операций, позволяющий исключить действия по обязательному контролю в соответствии с пунктом 12 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Изменения носят антикризисный характер и действуют до 1 января 2026 года.


Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. В 2022 году диалог представителей государственных и общественных институтов складывался также вокруг темы становления и развития просветительской деятельности среди людей разного возраста. Начинался этот процесс, по сути, параллельно – как со стороны активных граждан, так и инициативами органов государственной власти. Общественная палата Российской Федерации стала местом общественной экспертизы ряда законодательных инициатив, посвященных просветительской работе. В рамках нулевых чтений, которые проходят на площадке Общественной палаты Российской Федерации, удается снять многие вопросы, дать многие разъяснения. Представителями двух палат на регулярной анализируются эффективные практики регионов, которые затем учитываются при подготовке нормативно-правовых документов.

Примером конструктивного взаимодействия государственных и общественных институтов стала рабочая группа Совета Федерации по мониторингу подготовки законодательных актов, регулирующих правоприменение поправок в федеральный закон «Об образовании» и касающихся просветительской деятельности[6]. Изученный опыт регионов подтвердил особую роль институтов гражданского общества в расширении возможностей просветительской деятельности в России. Во многом это стало реальным в связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации и затем ряда федеральных законов. Председатель Правительства Российской Федерации 1 июля 2022 года глава утвердил Правила осуществления просветительской деятельности. По сути, этот документ создан в соавторстве с экспертами, представителями профессионального сообщества и заинтересованной общественностью. Особое внимание государства к просветительской деятельности простимулировало возникновение больших инициатив, образование разнообразных сообществ и профессиональных групп. Этому, в частности, способствовала возможность участия в конкурсах, в ходе которых выделяются гранты на просветительскую деятельность. Поддержку общественным просветительским инициативам оказывают федеральные органы исполнительный власти и благотворительные фонды.

 

В 2022 году была реализована еще одна государственно-общественная инициатива по развитию воспитательной деятельности среди детей и молодежи – создание общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых». Впервые в Конституцию два года назад среди прочих была внесена поправка в статью 67.1 пункт 4, в которой сформулировано следующее: дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России[7]. Затем по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина федеральным законом от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон „Об образовании“ по вопросам воспитания обучающихся» в закон об образовании внесены положения, в которых воспитание устанавливается как национальный приоритет, требующий для своей реализации координированной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В раскрытии смыслов воспитания закон нормализировал формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев, к закону и правопорядку, к человеку труда и старшего поколения, культурному наследию и традициям многонационального народа России, к природе и окружающей среде.

До изменений в законодательстве воспитательное воздействие осуществлялось на школьных уроках, во внеурочной совместной деятельности детей и взрослых (совместных поездках, праздниках и иных мероприятиях), а также в рамках дополнительных занятий и работы детских движений и волонтёрских организаций. Теперь к вопросам развития личности можно подключать не только того, кто имеет право участвовать в образовательной или воспитательной деятельности, которые ограничены очень строгими регламентами, требованиями к кадрам, жесткими стандартами. Это значит, что более широкий круг людей в рамках своей профессиональной деятельности, своего общественного интереса сможет заниматься с детьми вне рамок школы.

По данным федерального статистического наблюдения, в сфере государственной политики в отношении детей и взрослых на региональном уровне только за один год было зафиксировано более четырех с половиной тысяч детских и молодежных объединений, которые включены в региональные реестры по поддержке общественных организаций. Результатом синергии органов государственной власти и институтов гражданского общества стало принятие летом 2022 года федерального закона «О российском движении детей и молодежи» (№ 261-ФЗ от 14 июля 2022 года). В основе этой общероссийской организации лежит общественно-государственный характер воспитательной и просветительской работы с детьми, подростками и молодежью. На этапе обсуждения законодательной инициативы в Общественной палате Российской Федерации, а также в региональных общественных платах проходили масштабные обсуждения идеи, целеполагания, наименования нового общероссийского движения. В этом процессе активное участие приняли сенаторы Российской Федерации и члены Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества.

В результате общественной дискуссии одной из ключевых целей деятельности «Движение первых» определена «подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями»[8].

Общественно-государственный характер движения был подчеркнут и в процессе выбора его наименования. В голосовании принимали участие дети и молодежь, а также все желающие посредством интернет-технологий на платформах популярных сетей, а также в рамках форумных процедур на I Съезде Российского движения детей и молодежи 17 – 21 декабря 2022 года.

 

IV. Перспективы и планы в рамках взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

Среди перспективных тем для выстраивания диалога между Советом Федерации и Общественной палатой Российской Федерации в 2023 году:

мониторинг практик участия общественных институтов в формировании мировоззренческих основ развития личности;

мониторинг реализации институтами гражданского общества в субъектах Российской Федерации проектов в рамках просветительской и воспитательной деятельности;

создание условий для развития гражданской активности женщин в России в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 – 2030 гг.;

взаимодействие государственных и религиозных институтов в реализации государственной политики по утверждению в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей;

формирование в обществе бережливого сознания;

влияние третьего сектора на современную архитектуру международных отношений;

мониторинг практик сохранения и продвижения нематериального этнокультурного достояния в субъектах Российской Федерации.



[1] Организовано Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

[2] См.: Преобразования в секторе: региональный уровень. // Региональный рейтинг третьего сектора «РЕГИОН-НКО 2022». / III выпуск рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора. Результаты специального проекта Общественной палаты РФ и рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика». – Москва, ноябрь 2022. – С.7.

[3] Перечислены в соответствии с таблицей рейтинга. См. там же.

[4] Там же, с.32 – 33.

[5]Внесены изменения в статью 3 и в статью 6 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»:

целевой капитал сохраняется, если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех отчетных лет более чем на 30% или по результатам одного отчетного года более чем на 50%;

от организации-собственника целевого капитала не требуется обязательного использования дохода от целевого капитала в размере не менее 25% в течение трех лет от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;

в два раза увеличен предельный размер денежных средств, которые могут быть использованы специализированным фондом управления целевым капиталом на административно-управленческие расходы;

специализированным организациям предоставлена возможность использования на административно-управленческие расходы не более 1% от среднегодовой стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, что поддержит функционирование специализированной организации-собственника целевого капитала с минимальными финансовыми потерями для фонда.

[6]Образована в Совета Федерации 31 марта 2021 года (502-е пленарное заседание).

[7]«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (ст. 67.1 п. 4 Конституции Российской Федерации).

[8] П. 2.1.4 Устава Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».