Основная задача полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – полномочный представитель) в Верховном Суде Российской Федерации – обеспечение взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Верховного Суда Российской Федерации (далее – Верховный Суд) в процессе осуществления конституционных полномочий Совета Федерации.
В 2022 году взаимодействие Совета Федерации с Верховным Судом осуществлялось:
1) в ходе федерального законодательного процесса, осуществляемого Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации (далее – Парламент) при рассмотрении законопроектов, внесенных Верховным Судом в порядке законодательной инициативы, а также законопроектов, затрагивающих вопросы ведения Верховного Суда, инициированные иными субъектами права законодательной инициативы;
2) в виде участия полномочного представителя в работе Пленума Верховного Суда, пленарных заседаниях Совета судей Российской Федерации (далее – Совет судей), иных мероприятиях Верховного Суда;
3) в виде участия Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда в пленарных заседаниях Совета Федерации, заседаниях Комитетов Совета Федерации, в парламентских слушаниях, «круглых столах» и иных мероприятиях Совета Федерации;
4) в связи с выполнением поручений
Совета Федерации, касающихся совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
1. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации
с Верховным Судом в ходе федерального законодательного процесса
1. Одним из основных направлений взаимодействия Совета Федерации и Верховного Суда является взаимодействие в ходе федерального законодательного процесса в связи с реализацией Верховным Судом конституционного права законодательной инициативы по вопросам своего ведения (часть первая статьи 104 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью третьей статьи 30 Регламента Совета Федерации обеспечение взаимодействия Совета Федерации с Верховным Судом отнесено к ведению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству).
В соответствии со статьей 27 Регламента Совета Федерации Комитет Совета Федерации обеспечивает сопровождение внесенного в Государственную Думу законопроекта, в том числе:
1) предварительно рассматривает его и готовит по нему отзыв, который направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) до его рассмотрения Государственной Думой в 1 чтении (пункт «г» части первой статьи 27 Регламента Совета Федерации);
2) рассматривает поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные сенаторами Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет (пункт «е» части первой статьи 27 Регламента Совета Федерации);
3) рассматривает и осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам (пункт «в» части первой статьи 27 Регламента Совета Федерации);
4) осуществляет подготовку к рассмотрению и рассмотрение Советом Федерации одобренного (принятого) Государственной Думой федерального конституционного закона или федерального закона соответственно (часть II Регламента Совета Федерации).
2. В 2022 году Верховным Судом было внесено в Государственную Думу 6 законопроектов (см. Приложение № 1).
3. За отчетный период Парламентом принято 10 законов, инициированных Верховным Судом в 2017 – 2022 годах, один из которых был внесен в 2022 году (см. Приложение № 2). Для сравнения – в 2021 году было принято 4 закона, инициированных Верховным Судом в 2019–2021 годах, два из которых были внесены в 2021 году.
Средняя продолжительность законодательной процедуры для законопроектов, инициированных Верховным Судом и принятых в 2022 году, была более длительной, чем в 2021 году, и составила в среднем 845 дней (более 2 лет), тогда как в 2021 году указанная продолжительность составила 387 дней или 1 год 22 дня. Большая длительность законодательной процедуры в отчетном году обусловлена принятием законопроектов, внесенных еще в 2017–2019 годах.
4. На 1 января 2023 года на рассмотрении в Государственной Думе находятся 12 законопроектов, внесенных Верховным Судом (см. Приложение № 3). Представляется необходимым обратить особое внимание на некоторые из них:
1) законопроект № 395 488–6 «О внесении изменений в статью 20–2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе более 9 лет, с 27 ноября 2013 года. Данный законопроект продолжительное время находился «без движения» в ответственном Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и был принят Государственной Думой в первом чтении только в конце отчетного периода, 21 декабря 2022 года.
Законопроект направлен на разрешение проблем, связанных с оплатой труда судей, возникших после принятия Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ (соответствующий законопроект был внесен Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № Пр-2801 по итогам VII Всероссийского съезда судей, предусматривавшего необходимость подготовки изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличения количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс).
Законопроект позволяет урегулировать ситуации с оплатой труда судей в случаях, когда судья, находящийся в отставке, назначается вновь на должность судьи в случаях наличия вакантной должности судьи, либо временного значительного увеличения объема работы в суде, либо отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Законопроектом предусмотрено решение вопроса, связанного с сохранением прежнего квалификационного класса для таких судей. Необходимость правового урегулирования данного вопроса стала актуальной в связи с тем, что с 4 апреля 2013 года федеральные судьи, находящиеся в отставке, приобрели право временно на срок не более одного года привлекаться с их согласия к осуществлению правосудия в качестве судьи.
Следует отметить, что за 9 лет нахождения в Государственной Думе законопроект так и не потерял своей актуальности, ибо возникшие проблемы с оплатой труда судей не могут быть решены без внесения соответствующих изменений в Федеральный закон;
2) законопроект № 102 341–7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» и взаимосвязанные с ним законопроекты № 102 332–7 и № 102 355–7 находятся на рассмотрении Государственной Думы с 14 февраля 2017 года. Правительство Российской Федерации не поддерживает этот пакет (официальный отзыв от 18 февраля 2017 года). По его мнению, в представленных Верховным Судом материалах отсутствует достаточное обоснование целесообразности введения государственной судебной службы как особого вида государственной службы. Однако такой вывод вызывает сомнения.
Во‑первых, концепция законопроекта утверждена Советом судей; данный пакет законопроектов обсуждался и был одобрен IX Всероссийским съездом судей, который состоялся в декабре 2016 года.
Во‑вторых, необходимость выделения судебной службы как особого вида государственной службы обусловлена целями повышения престижа службы в аппаратах судов, привлечением и закреплением в аппаратах судов высококвалифицированных кадров. Принятие закона позволит учесть особенности судебной служебной деятельности. К ним в тексте законопроекта и пояснительной записке отнесены, в том числе:
особые принципы судебной службы, такие как обеспечение доступа граждан к правосудию;
деполитизация судебной службы;
обязанность судебного служащего не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти;
обязанности служащего судебной системы подразделяются на основные и процессуальные. Процессуальные обязанности возлагаются на служащих судебной службы, замещающих должности помощника судьи и секретаря судебного заседания;
запреты в сфере осуществления судебными служащими процессуальных прав, таких как: быть в суде представителем граждан; выполнять функции по осуществлению правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;
специальные классные чины государственной судебной службы с сохранением классных чинов юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование;
в связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы законопроектом предусмотрен ряд гарантий: увеличенная по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; медицинское страхование служащего судебной службы и членов его семьи, в том числе после выхода судебного служащего на пенсию за выслугу лет.
В‑третьих, необходимость выделения судебной службы как вида государственной службы, обусловлена конституционной природой судебной власти, ее исключительным правом осуществлять правосудие. Назначение судебной служебной деятельности — создание условий для надлежащего осуществления правосудия. Требования независимости, беспристрастности, предъявляемые к судьям, распространяются и на судебных служащих. Участвуя в подготовке судебного разбирательства, готовя проекты документов, знакомясь с материалами судебных дел, осуществляя иные действия, обеспечивающие деятельность суда по осуществлению правосудия, судебные служащие становятся обязательными участниками судебной деятельности. Отдельные из них наделены законом процессуальными полномочиями. От качества их работы зависит качество правосудия. Поэтому к ним должны предъявляться требования, сопоставимые или, по меньшей мере, приближенные к требованиям, предъявляемым к судьям, а также и предоставляться соответствующие гарантии.
Вопросы судебной службы относятся к ведению Верховного Суда, составляют важнейший инфраструктурный компонент судебной системы России. Следует также учитывать, что системно вопросы деятельности аппаратов судов действующим законодательством не урегулированы. Предлагаемый Верховным Судом пакет законопроектов позволяет ликвидировать этот правовой пробел.
5. Полномочным представителем в 2022 году подготовлены четыре отзыва Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству на инициированные Верховным Судом законопроекты:
1) № 41 153–8 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»;
2) № 140 643–8 «О внесении изменения в статью 38 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
3) № 140 650–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей»;
4) № 156 404–8 «О внесении изменения в статью 20–2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Кроме того, подготовлены заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на два одобренных Государственной Думой федеральных конституционных закона и семь принятых Государственной Думой федеральных законов:
1) Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (в части совершенствования деятельности администратора суда) (законопроект № 116 26 09–7);
2) Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (в части обеспечения служебным обмундированием работников аппаратов судов судебной системы Российской Федерации и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) (законопроект № 119 05 37–7);
3) Федеральный закон «О внесении изменений в статью 432 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» (об исключении из Кодекса положений, связанных с пребыванием несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа) (законопроект № 618 614–7);
4) Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания) (законопроект № 618 625–7);
5) Федеральный закон «О признании утратившими силу частей третьей и четвертой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации» (о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа) (законопроект № 670 565–7);
6) Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в части совершенствования деятельности администратора суда) (законопроект № 116 25 93–7);
7) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении описания и образца мантии судей Российской Федерации» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части обеспечения мантиями судей и служебным обмундированием судей и работников аппаратов судов судебной системы Российской Федерации и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) (законопроект № 119 05 42–7);
8) Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования кассационного производства в порядке сплошной кассации, а также уточнения полномочий судов кассационной и надзорной инстанций, связанных с видами решений, принимаемых по результатам рассмотрения уголовного дела) (законопроект № 41 153–8);
9) Федеральный закон «О внесении изменения в статью 20–2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (по вопросу присвоения судье квалификационного класса выше предельного, предусмотренного по замещаемой должности) (законопроект № 156 404–8).
2. Участие полномочного представителя Совета Федерации в работе Пленума Верховного Суда, пленарных заседаниях Совета судей,
иных мероприятиях Верховного Суда
6. Одним из основных направлений взаимодействия Совета Федерации с Верховным Судом является участие полномочного представителя Совета Федерации в работе Пленума Верховного Суда, пленарных заседаниях Совета судей, иных мероприятиях.
За отчетный период состоялось 12 заседаний Пленума Верховного Суда. С учетом сложившейся эпидемиологической ситуации с 19 мая 2020 года заседания Пленума Верховного Суда проводятся в дистанционном формате посредством веб-конференции.
В истории судебной системы
Российской Федерации 2022 год связан с двумя важными событиями: 100-летием со дня образования Верховного Суда Российской Федерации и юбилейным, X
Всероссийским съездом судей. Х Всероссийский съезд судей проходил в Кремле с 29 ноября по 1 декабря. В его работе принял участие Президент Российской Федерации
В.В. Путин. Обращаясь к судейскому корпусу страны, В.В. Путин сказал: «Каждый из вас, каждый –
это ключевая фигура суда. Именно вас государство наделило особыми полномочиями,
и от вашей работы, от нравственных установок и понимания значимости,
достоинства своей миссии зависит качество правосудия и авторитет судебной
власти в стране, чтобы люди, обращаясь в суд, доверяли ему, были уверены, что
получат законное и справедливое решение, что суд будут вершить беспристрастные,
честные, неподкупные люди. Уверен, что наш судебный корпус всегда будет держать
эту высокую планку, эту высоту, а государство – делать всё возможное, чтобы ваш
труд оценивался по достоинству.»
(подробнее – см. Приложения №№ 5 – 15).
7. В 2022 году принято 43 постановления (см. Приложение № 4). Среди этих постановлений особое место занимают постановления, содержащие правовые позиции по вопросам правоприменительной практики. В 2022 году принято 14 таких постановлений.
Хотелось бы особо отметить постановление № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», принятое Пленумом Верховного Суда 5 ноября 2022 года. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не только актуализировал постановку такой проблематики, обратившись в Верховный Суд с ходатайством провести обобщение судебной практики и дать соответствующие разъяснения в целях устранения существующей противоречивости и неясности законодательства, но и принял участие в обсуждении отдельных положений проекта постановления.
Кроме того, Президиум Верховного Суда утвердил в 2022 году 12 обзоров судебной практики, в том числе «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора» (утв. 27 апреля 2022 года), «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. 19 октября 2022 года), «Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным» (утв. 14 декабря 2022 года) и др.
8. Полномочный представитель Совета Федерации, помимо участия в заседаниях Пленума Верховного Суда, в отчётном периоде, принял также участие в следующих мероприятиях Верховного Суда:
1) 9 февраля 2022 года – в совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, на котором были подведены итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2021 год и определены задачи на 2022 год;
2) 24 мая 2022 года – в пленарном заседании Совета судей Российской Федерации;
3) 29 ноября 2022 года – в X Всероссийском съезде судей.
3. Участие Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей
Верховного Суда в пленарных заседаниях Совета Федерации, заседаниях
Комитетов Совета Федерации, в мероприятиях Совета Федерации
9. За отчетный период председатель Верховного Суда В.М. Лебедев принял участие в 535-ом пленарном заседании Совета Федерации.
Заместители Председателя Верховного Суда и судьи Верховного Суда приняли участие в пленарных заседаниях Совета Федерации и в заседаниях Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству при рассмотрении одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законов и принятых Государственной Думой федеральных законов, инициированных Верховным Судом.
15 декабря 2022 года в заседании Межведомственной рабочей группы при Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству, созданной для выработки консолидированной позиции по совершенствованию положений Семейного кодекса Российской Федерации, принял участие судья Верховного Суда, председатель судебного состава по семейным делам и делам о защите прав детей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Ю.П. Москаленко.
4. Выполнение отдельных поручений Совета Федерации
10. В 2022 году завершена работа по выполнению поручения Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 29 октября 2020 года о проработке вопроса, связанного с обобщением и унификацией судебной практики, касающейся порядка исчисления размера компенсации морального вреда в связи с посягательством на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность граждан.
15 ноября 2022 года Пленум Верховного Суда принял постановление № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».
Кроме того, в течение отчетного периода выполнялись отдельные поручения комитетов, связанные с получением отзывов Верховного Суда на законопроекты, подготовленные в Совете Федерации.
11. В 2022 году полномочным представителем продолжена работа по обращению (от 14 марта 2020 года) сенатора Российской Федерации Т.А. Гигель по вопросу об изучении судебной практики формирования коллегий присяжных заседателей по конкретным делам и изменения территориальной подсудности дел с участием присяжных заседателей с учетом региональных особенностей. По информации, полученной из Верховного Суда, в Верховном суде проведено обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. В настоящее время рассматривается вопрос целесообразности внесения изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».
Кроме того, в настоящее время на исполнении полномочного представителя находится протокольное поручение Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко № 25/1-пп от 22 декабря 2022 года, данное в ходе заседания Совета палаты, касающееся получения из Верховного Суда «статистики за последние пять лет о количестве продлений судами срока содержания под стражей свыше одного года». Соответствующий запрос направлен полномочным представителем Председателю Верховного Суда В.М. Лебедеву 30 декабря 2022 года.
Приложение № 1 (в .pdf версии)
Приложение № 2 (в .pdf версии)
Приложение № 3 (в .pdf версии)
Приложение № 4 (в .pdf версии)
Приложение № 5 (в .pdf версии)
Приложение № 6 (в .pdf версии)
Приложение № 7 (в .pdf версии)
Приложение № 8 (в .pdf версии)
Приложение № 9 (в .pdf версии)
Приложение № 10 (в .pdf версии)
Приложение № 11 (в .pdf версии)
Приложение № 12 (в .pdf версии)
Приложение № 13 (в .pdf версии)
Приложение № 14 (в .pdf версии)
Приложение № 15 (в .pdf версии)