Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения А.А Клишасом обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в 2022 году

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 5 декабря 2018 года № 564-СФ. Предыдущий отчет полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации был представлен 2 марта 2022 года.

 

Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.

Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

На заседаниях коллегий было отмечено, что в условиях проведения специальной военной операции и сложной внешнеполитической ситуации от эффективного решения поставленных перед прокурорами задач во многом зависит снижение социальной напряженности, стабильность в отраслях экономики и обеспечение безопасности.

Кроме того, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации была подчеркнута необходимость максимально эффективного использования полномочий органов прокуратуры в целях скорейшей интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в правовую систему Российской Федерации.

Прокурорам нужно выстраивать специальную систему надзора за тем, как реализуются меры поддержки граждан и ключевые социальные программы. Важно максимально поддержать российский бизнес, использовать для этого все возможности, включая снижение административной нагрузки.

Особое внимание было обращено на повышение эффективности приема граждан прокурорами различных уровней, позволившего решить большинство вопросов, с которыми обращались заявители.

Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2021 год.

В 2022 году Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был рассмотрен ряд кадровых вопросов, касающихся прокуратуры Российской Федерации.

Согласно пункту «е1» статьи 83 и пункту «з» части первой статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктам 11 и 12 статьи 151 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьями 179 и 188 Регламента Совета Федерации комитетами Совета Федерации проводятся консультации по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

На совместных заседаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию были проведены консультации по 23 представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуроров:

1. Жука М.С. – на должность прокурора г. Севастополя;

2. Жуковского С.А. – на должность прокурора Ленинградской области;

3. Малкина В.А. – на должность прокурора Владимирской области;

4. Попова А.В. – на должность военного прокурора Центрального военного округа;

5. Приходченко В.В. – на должность военного прокурора Южного военного округа;

6. Тимошина А.Н. – на должность прокурора Орловской области;

7. Шевцова А.Ю. – на должность Амурского бассейнового природоохранного прокурора;

8. Егиева А.Л. – на должность военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения;

9. Неко В.Н. – на должность Московского городского военного прокурора.

10. Заряева С.А. – на должность военного прокурора Западного военного округа;

11. Бурко Д.В. – на должность прокурора Чукотского автономного округа;

12. Бучмана А.Е. – на должность прокурора Новосибирской области;

13. Лапина С.Ю. – на должность прокурора Республики Мордовия;

14. Немкина Ю.А. – на должность прокурора Ставропольского края;

15. Адаева А.А. – на должность прокурора Чеченской Республики;

16. Афанасьева А.Е. – на должность прокурора Омской области;

17. Горшкова Д.Н. – на должность прокурора Ненецкого автономного округа;

18. Лоренца А.А. – на должность прокурора Ярославской области;

19. Разуваева Д.П. – на должность прокурора Магаданской области;

20. Михайлова Г.Л. – на должность прокурора Луганской Народной Республики;

21. Осипчука К.Н. – на должность прокурора Запорожской области;

22. Петрова А.Ю. – на должность прокурора Херсонской области;

23. Спивака А.А. – на должность прокурора Донецкой Народной Республики.

Все кандидатуры были поддержаны, соответствующие заключения были направлены Председателю Совета Федерации в установленный срок.

Информация о результатах рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должности прокуроров была размещена на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет».

 

Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.

Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации.

В 2022 году были приняты следующие федеральные законы, затрагивающие деятельность прокуратуры.

1. Федеральный закон от 16 февраля 2022 года № 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и Федеральный закон «О ветеранах».

Федеральный закон распространяет статус ветерана боевых действий на прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, исполнявших свои служебные обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, исполнявших свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, представив им право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

2. Федеральный закон от 6 марта 2022 года № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Федеральным законом вводится порядок проведения Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами проверки достоверности сведений о законности получения денежных средств на счета в банках или иных кредитных организациях лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. Федеральный закон от 7 октября 2022 года № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон был отклонен Советом Федерации 22 июня 2022 года с созданием согласительной комиссии. Принят доработанный текст Федерального закона, согласованный с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Федеральный закон предусматривает расширение полномочий прокурора в арбитражном и гражданском процессе. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации дополняются положениями, закрепляющими право прокурора вступить в рассматриваемое судом (в том числе арбитражным) дело на любой стадии процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Кроме того, расширяется перечень исковых заявлений, с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд.

4. Федеральный закон от 4 ноября 2022 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральным законом Генеральная прокуратура Российской Федерации наделяется полномочиями собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за органами и организациями прокуратуры. Расширяется перечень лиц, погребение которых осуществляется за счет федерального бюджета – в него включаются уволенные со службы прокуроры, стаж службы которых составляет 20 и более лет.

5. Федеральный закон от 20 октября 2022 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статью 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования порядка пенсионного обеспечения прокуроров и следователей.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 581-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации».

Федеральный закон устанавливает, что ежемесячные компенсационные выплаты, назначаемые в случае гибели (смерти) прокурора или сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, либо причинения указанным лицам телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, подлежат перерасчету с учетом увеличения (повышения) должностных окладов прокуроров (сотрудников Следственного комитета Российской Федерации)

7. Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 592-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации».

Федеральный закон устанавливает новые почетные звания Российской Федерации: «Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации» и «Заслуженный сотрудник следственных органов Российской Федерации» с приравниванием их к почетному званию «Заслуженный юрист Российской Федерации» по предоставляемой мере социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты – надбавки в размере 10 процентов должностного оклада.

 

Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.

За отчетный период от граждан и организаций поступило восемьдесят девять обращений, затрагивающих деятельность прокуратуры Российской Федерации. Пятьдесят семь обращений было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в прокуратуры субъектов Российской Федерации по подведомственности.

 

Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.

Законодательное регулирование уголовного судопроизводства, статуса прокурора и следователя является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.

Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.

Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанными органами. Главным показателем такого взаимодействия являются своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запросы членов Совета Федерации и комитетов Совета Федерации.

 

Раздел V. Выводы и предложения.

По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора и следователя.

Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.