Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения В.В. Полетаевым обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации в 2022 году

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Полетаев Владимир Владимирович в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 456-СФ назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).

В рамках возложенных полномочий продолжил работу, направленную на обеспечение взаимодействия в процессе осуществления конституционных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Минюстом России по вопросам его ведения.

Законотворческая деятельность

В отчетном периоде В.В. Полетаев стал соавтором следующих законодательных инициатив, которые связаны с предметами ведения Минюста России:

— Федерального закона от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (проект № 124020–8)

Закон обусловлен обстоятельствами прекращения членства России в Совете Европы и направлен на законодательное определение периода, в течение которого могут быть исполнены постановления Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) в российской правовой системе. Так установлено, что постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации, а выплата денежной компенсации по решениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, производится только в российских рублях на счета в российских кредитных организациях и не может быть произведена на счета в иностранных кредитных организациях, расположенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении России. Кроме того, исключены положения процессуальных кодексов (Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), касающиеся пересмотра судебных актов в связи с вынесением постановлений ЕСПЧ. Отдельно предусматривается при этом, что суды могут при необходимости применять соответствующие нормы процессуальных кодексов о пересмотре в целях исполнения постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу до 15 марта 2022 года.

— Федерального закона от 11 июня 2022 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (проект 124013–8)

Закон концептуально связан с Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации исключены положения о том, что решения ЕСПЧ являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств. При этом законом закреплен дополнительный компенсаторный механизм защиты прав граждан в рамках осуществления производства по уголовным делам. Закреплено новое основание для отмены вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а именно – признание решением Конституционного Суда Российской Федерации нормы соответствующей Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании.

— Федерального закона от 14 июля 2022 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (проект 42307–8)

Закон направлен на модернизацию уголовно-правовых мер противодействия пыткам. В Уголовный кодекс Российской Федерации введено новое определение понятия «пытка», а также установлена повышенная ответственность за пытки, совершаемые представителями власти – от 4 до 12 лет лишения свободы. Если пытки повлекли причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего, наказание составит от 8 до 15 лет лишения свободы.

— Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 588-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (проект № 967075–7)

Федеральным законом предусматривается ликвидация понятия услуг правового и технического характера и соответствующей оплаты за их оказание. Расширяется круг обязанностей нотариуса, в который включается правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации и т. д.

Предусматривается установление новой системы оплаты нотариальных действий путем замены существующего порядка взимания платы за совершение нотариальных действий Единым нотариальным тарифом, состоящим из «федерального тарифа» и «регионального тарифа». «Федеральный тариф» за совершение нотариальных действий, предусмотренных частью первой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, взимается в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При расчете регионального тарифа в целях учета особенностей социально-экономического развития регионов в формуле расчета подлежит учету, в частности, величина прожиточного минимума на душу населения субъекта Российской Федерации.

Формула расчета регионального тарифа будет разрабатываться Федеральной нотариальной палатой и утверждаться Министерством юстиции Российской Федерации.

Также следует выделить работу по рассмотрению законодательных инициатив Правительства Российской Федерации по предметам ведения Минюста России:

— Федеральный закон от 01 апреля 2022 года № 84-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (проект 1197897–7)

Федеральным законом внесены изменения в Основы законодательства Российской федерации о нотариате (далее — Основы), направленные на урегулирование порядка осуществления консульскими должностными лицами нотариальных действий за рубежом.

Так установлено, что порядок совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами устанавливается Основами и другими законодательными актами Российской Федерации, а также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, совместно с федеральным органом юстиции.

— Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (проект № 95089–8)

Законом предусмотрено создание учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствии с Генеральной схемой размещения учреждений уголовно-исполнительной системы.

— Федеральный закон от 28 июня 2022 года № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (проект № 1199017–7)

Федеральный закон направлен на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Так предусмотрено расширение перечня субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи, подлежащих мониторингу, включая в него юридические клиники.

Федеральным законом предусмотрено, что образовательные организации высшего образования и научные организации в качестве структурного подразделения могут создавать юридические клиники для оказания бесплатной юридической помощи.

Также уточняется порядок образования юридических клиник, в частности, юридическая клиника будет создаваться в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования или научной организации. При этом предусматривается, что они в течение десяти дней со дня создания юридической клиники должны направить в территориальный орган Минюста России уведомление, содержащее сведения о ней. Минюст России будет вести список юридических клиник и размещать его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

— Федеральный закон «О внесении изменения в статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации» (проект № 103503–8).

Федеральный закон направлен на гуманизацию норм уголовного законодательства и уточняет порядок применения к осужденным условно-досрочного освобождения после замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Так устанавливается, что в случае, когда неотбытая часть наказания была заменена осужденному более мягким видом наказания, срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного первоначально по приговору суда.

— Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (проект № 99435–8)

Закон направлен на совершенствование порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

— Федеральный закон «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (проект № 201620–8)

Федеральный закон приостанавливает до 1 января 2024 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468–1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» предусматривающей, что денежное довольствие, которое учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. Размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии составляет 85,47% от размера денежного довольствия.

— Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (проект № 155721–8).

Закон направлен на минимизирование случаев перечисления денежных средств в пользу взыскателей, ставящих целью легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от уплаты налогов и дальнейший вывод денежных средств за пределы Российской Федерации.

С этой целью устанавливается механизм исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных средств путем перечисления денежных средств, подлежащих взысканию, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях или его казначейского счета, особенность исполнения таких исполнительных документов, возможность приостановления исполнения исполнительных документов до момента предоставления взыскателем таких реквизитов, случаи, когда банк и (или) иная кредитная организация может принять решение об отказе в исполнении исполнительного документа.

— Федеральный закон «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области» (проект № 237443–8)

Закон направлен на урегулирование отдельных вопросов интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в правовую систему Российской Федерации в части определения порядка применения законодательства об исполнительном производстве.

Реализация предусмотренных Законом норм о признании и исполнении выданных либо вынесенных судами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины до 30 сентября 2022 года исполнительных документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» позволит обеспечить единство правового пространства в сфере принудительного исполнения.

— Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 25 января 2023 года, планируется к одобрению Советом Федерации 1 февраля 2023 года) (проект 232770–8)

Федеральный закон направлен на совершенствование механизмов социальной адаптации осужденных лиц, как на этапе отбывания ими наказания, так и после освобождения.

Так предусматривается введение в правовую систему Российской Федерации единой системы пробации, подразумевающей совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц.

Федеральным законом также предусматривается создание единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация.

В 2022 года осуществлял сопровождение следующих проектов федеральных законов по предметам ведения Минюста России:

— проект федерального закона № 35591–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения процедуры признания физических и юридических лиц иностранными агентами и порядка предоставления отчетности»;

— проект федерального закона № 55151–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части установления трехдневного срока для вынесения отдельных процессуальных решений);

— проект федерального закона № 154346–8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения отдельных категорий лиц от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий);

— проект федерального закона № 172877–8 «О внесении изменений в статью 80 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации» (в части сохранения функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний за ФСИН России);

— проект федерального закона № 172894–8 «О внесении изменений в статью 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (о расширении перечня оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях);

— проект федерального закона № 171683–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в целях обеспечения сохранения за гражданами — должниками денежных средств в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по России);

— проект федерального закона № 230275–8 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части уточнения порядка совершения отдельных нотариальных действий);

— проект федерального закона № 237443–8 «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области» (в части определения порядка применения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве);

— проект федерального закона № 232770–8 «О пробации в Российской Федерации» (в части введения в правовую систему института пробации).

Мероприятия Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по вопросам ведения Минюста России

— Круглый стол на тему «Совершенствование законодательного регулирования содержания под стражей обвиняемых, подсудимых, условно осужденных, осужденных лиц и лиц, подлежащих выдаче на основании запроса иностранного государства»

В ходе обсуждения были подняты и рассмотрены вопросы необходимости гуманизации уголовно-исполнительного законодательства; решения проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осуждённых; соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных при содержании под стражей; необходимости повышения эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающие совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала; создания условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения; применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

— Семинар-совещание на тему «Перспективы внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях»

Участники обсудили вопросы цифровизации производства по отдельным сферам административной ответственности – сферам трудовых отношений и защиты конкуренции, а также перспективы цифровизации административного производства в привязке к контрольно-надзорной деятельности.

— Круглый стол на тему «Гарантии осуществления адвокатской деятельности: перспективы развития законодательства»

В рамках данного мероприятия обсуждали вопросы совершенствования действующего законодательства в сфере бесплатной юридической помощи и цифровизация процессов ее оказания, проблемы ее оказания, вопросы разработки информационной системы «Правовая помощь», особенности участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи, цифровая трансформация адвокатуры как гарантия ее независимости и другие.

— Семинар-совещание на тему «Федеральная государственная информационная система «Правовая помощь»: проблемы и перспективы развития»

В рамках данного мероприятия обсуждали ход работы по созданию информационной системы «Правовая помощь», рассматривались лучшие региональные практики в данной сфере, проблемы и перспективы вовлечения юридических клиник в работу информационной системы «Правовая помощь» а также обсуждали вопросы дальнейшего совершенствования закона о бесплатной юридической помощи.

— Круглый стол на тему «Применение цифровых технологий в нотариате. Особенности нотариальной деятельности по защите социально-экономических прав граждан»

В рамках мероприятия участники обсудили вопросы роли нотариата в защите персональный данных владельцев недвижимости, реализации услуг и сервисов нотариата в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», практического использования цифровых технологий в нотариальной деятельности, а также квалифицированной юридической помощи нотариусов в цифровой среде и расширении полномочий нотариата по обеспечению защиты социально-экономических прав граждан в условиях расширения информационных технологий в нотариальной деятельности.

— Круглый стол на тему «Цифровые компетенции адвоката будущего»

Участники обсудили проблемы цифровизации юридической помощи, актуальные вопросы использования цифровых технологий в уголовном процессе, цифровизацию судебных процессов в гражданских и коммерческих спорах, проблемы развития цифровых коммуникаций у студентов юридических вузов и адаптацию их под требования практической деятельности.

— Круглый стол на тему «Электронное правосудие как форма судебной защиты в России: проблемы и перспективы развития»

Участники круглого стола обсудили возможные пути совершенствования электронного правосудия, а также отметили, что на сегодняшний день судебная система Российской Федерации имеет существенные возможности в цифровизации, что повышает доступность правосудия и его качество. Были затронуты вопросы правового регулирования элементов электронного правосудия, электронных доказательств в уголовном процессе, зарубежного опыта электронного правосудия, а также определены факторы риска при внедрении элементов электронного правосудия.

В отчетном периоде состоялись заседания коллегий:

— 2 марта 2022 года заседание коллегии Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП), на котором были подведены итоги работы службы в 2021 году и поставлены задачи на 2022 год;

— 28 июля 2022 года состоялось заседание коллегии ФССП, посвященное подведению итогов ее деятельности в первом полугодии и задачам во втором полугодии 2022 года.

— 11 марта 2022 года заседание коллегии Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН), на котором были рассмотрены итоги деятельности ФСИН в 2021 году и поставлены задачи на 2022 год;

— 27 июня 2022 года тематическое заседание коллегии ФСИН по плану;

— 29 сентября 2022 года тематическое заседание коллегии ФСИН по плану.

В отчетном периоде была продолжена работа по взаимодействию с Минюстом России, направленная на реализацию положений Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июня 2021 года № 271-СФ «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции» (далее – Постановление).

Один из пунктов Постановления касался вопросов оказания бесплатной юридической помощи.

20 декабря 2022 года в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Кемеровской, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Ульяновской областях в экспериментальном режиме начала работать информационная система «Правовая помощь», созданная Минюстом России при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предполагается, что информационная система станет единой цифровой платформой для качественного, своевременного оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения, а одним из основных компонентов платформы станет Единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи ВПРАВЕ.РФ, работающий во взаимодействии с Федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и другими информационными системами.

Порталом сможет воспользоваться любой гражданин для получения актуальной правовой информации.

Полнота информации достигается за счет постоянно обновляемой нормативно-правовой базы, предоставления шаблонов документов, информационных статей, ответов на часто задаваемые вопросы, а также наличия удобной навигации.

Кроме того, те, кто имеет право на получение бесплатной юридической помощи, смогут связаться с квалифицированными юристами и получить консультации, в том числе дистанционно.

В 2023 году планируется законодательно закрепить создание федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь» и масштабировать ее на все регионы Российской Федерации, что позволит обеспечить граждан бесплатной юридической помощью.

Продолжается работа по разработке проектов новых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации.

18 июля 2022 году было организовано посещение сенаторами Российской Федерации, представителями Минюста России и руководителями ФСИН участка, функционирующего как исправительный центр при ФКУ КП-2 УФСИН России по г. Москве.

Выводы и предложения

По итогам работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Минюстом России посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, в том числе деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, адвокатуры и нотариата.

Таким образом налаженное и конструктивное взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации предполагается продолжить.