Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения Л.Н. Глебовой обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации в 2023 году

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Николаевна Глебова назначена полномочным представителем Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 14 февраля 2018 года №51-СФ. Переназначена на эту должность постановлением Совета Федерации от 19 октября 2022 года №460-СФ.

В 2023 году работа Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации строилась по следующим направлениям.

 

I. Совместные мероприятия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

В течение года Общественная палата Российской Федерации организовывала форумы активных граждан «Сообщество» в федеральных округах, в которых принимали участие сенаторы Российской Федерации и представители органов государственной власти:

1 – 2 июня форум Центрального федерального округа в г.Воронеже, тема «Традиции и ценности в основе будущего страны»;

1 – 2 августа форум Дальневосточного федерального округа в г.Якутске, тема «Сила России: потенциал территорий как ключ к развитию»;

29 – 30 августа форум Приволжского федерального округа в г.Самаре, тема «Гражданское общество России – основа развития»;

5 – 6 октября форум Северо-Западного федерального округа в г.Вологде, тема «Россия. Право быть сильной!».

Итоговый форум «Сообщество» состоялся в Москве 2 – 3 ноября 2023 года и был посвящен теме «Гражданское общество: достижения, лица, события». В рамках форума Президент Российской Федерации В.В. Путин провел встречу с членами Общественной палаты Российской Федерации.

С февраля по июнь 2023 года проводилось плановое обновление состава Общественной палаты Российской Федерации. В нее вошли 172 человека: 40 членов утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2023 года № 251, 89 – представители региональных общественных палат, 43 — представители общественных объединений и некоммерческий организаций. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 589-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» в состав впервые включены представители общественных палат возвращенных исторических территорий Российской Федерации: Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.

В течение года полномочный представитель Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации Л.Н. Глебова проводила совещания и совместные мероприятия с руководством Общественной палаты Российской Федерации, председателями комиссий и членами Общественной палаты Российской Федерации. Среди знаковых мероприятий:

20 февраля 2023 года – расширенное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества совместно с Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию на тему: «Педагогическое наследие Константина Ушинского и проблемы современного образования в России» в г.Москве;

12 декабря 2023 года – расширенное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества на тему: «Участие общественных институтов в формировании мировоззренческих основ развития личности» в г.Москве, в организации которого также приняли участие Российское общество «Знание», Российская академия народного хозяйства и государственной службы, представители Межкомиссионной рабочей группы по подготовке проекта ежегодного Доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

Совместная деятельность Совета Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат позволяет своевременно реагировать на вызовы, с которыми сталкиваются государство и общество Российской Федерации. Совместными усилиями на регулярной основе ведется мониторинг практики применения федерального и регионального законодательства по вопросам развития гражданского общества в России, а также участия общественных институтов в реализации государственной политики в самых разных сферах жизни страны.

 

II. Взаимодействие Совета Федерации с Общественной палатой Российской Федерации и институтами гражданского общества на федеральном и региональном уровнях.

В 2023 году актуальная повестка дня для диалога двух палат сформировалась вокруг нескольких тем:

Интеграция возвращенных исторических территорий в единое государственное и общественное пространство Российской Федерации, законодательно-правовое обеспечение некоммерческих организаций и гражданских активистов Донбасса и Новороссии;

поддержка некоммерческого сектора в Российской Федерации в условиях укрепления экономического и технологического суверенитета Российской Федерации;

государственно-общественный характер просветительской и воспитательной деятельности;

обеспечение гендерного равенства, основанного на реализации интересов мужчин, женщин и детей.

Это нашло отражение в организации Советом Федерации и Общественной палаты Российской Федерации совместных мероприятий. К наиболее значимым можно отнести следующие форумы.

Конференция на тему: «Государственно-общественный характер реализации миграционной политики в Российской Федерации» в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы была организована при участии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений (13 апреля 2023 года). Обсуждалось законодательное обеспечение миграционной политики, а также просветительская деятельность с участием иностранных студентов и трудовых мигрантов, актуальные вопросы защиты прав мигрантов, социокультурную адаптацию изменений в процедуру проведения экзамена по русскому языку как иностранному, упрощение процедуры сдачи экзамена (без модулей по истории и законодательству), внедрение цифровых форм сертификации, видеофиксации процедуры сдачи экзамена, усовершенствование контрольных мероприятий.

В рамках семинара-совещания на тему: «Развитие в Российской Федерации детского и молодежного движения в современных условиях» в Совете Федерации представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сферах образования и молодежной политики, члены Общественной палаты Российской Федерации, ведущие эксперты педагогической науки, образования, воспитания и детского движения рассмотрели историко-педагогический обзор развития детского движения в Российской Федерации (19 мая 2023 года). Обсуждалось место детских организаций в системе воспитательной работы образовательных организаций, воспитательного потенциала молодежных общественных организаций. Для дальнейшей проработки был представлен проект Программы воспитательной работы общероссийского движения детей и молодежи «Движение Первых».

Расширение в последние годы присутствия женщин в общественно-политической жизни страны содействовало увеличению участия членов Общественной палаты Российской Федерации, региональных Общественных палат и некоммерческого сектора среди спикеров ряда форумов федерального уровня, посвященных женскому лидерству. В частности, сразу в нескольких панельных дискуссиях и сессиях Российско-Кыргызского женского форума «Диалог женщин России и Кыргызстана во имя будущего» в г.Москве (6 марта 2023 года) и Первого форума женщин Севера, Сибири и Дальнего Востока в г.Санкт-Петербурге (5 – 7 июня 2023 года) был представлен опыт реализации гражданских инициатив женщинами в субъектах Российской Федерации. При этом особо подчеркивалось, что государственная политика Российской Федерации в интересах женщин включает в себя последовательные действия федеральных, региональных, муниципальных органов государственной власти, делового сообщества, некоммерческих организаций и граждан России по обеспечению принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации. На протяжении многих лет соблюдение этого принципа закреплено на законодательном уровне. Тем самым, в зависимости от задач, стоящих перед государством, год от года расширяется поддержка женских инициатив в самых разных сферах деятельности, повышается доля профессиональной самореализации женщин, увеличивается количество женщин, полноценно совмещающих успехи в карьере, воспитанием детей и ведением домашнего семейного хозяйства. Политика по достижению гендерного равенства нацелена не только на реализацию интересов женщин, но и интересов мужчин, детей и всей национальной экономики.

Расширенное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества на тему: «Государственно-общественный характер молодежной политики и ее реализации в Российской Федерации» объединило в Совете Федерации представителей федеральных и региональных органов власти, общественных институтов, предпринимательских кругов (22 июня 2023 года). В продолжение развития темы Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по просвещению и воспитанию совместно с Всероссийским экологическим движением «Экосистема», проектом «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» внесла предложения по экологическому воспитанию подрастающего поколения российских граждан. Была сформирована рабочая группа по анализу актуальных практик по участию государственных и общественных институтов в укреплении национального технологического суверенитета в таких областях, как «зеленая экономика», инженерные профессии, высокие технологии.

Форум активных граждан Донбасса и Новороссии «Вместе мы сила» в г.Ростов-на-Дону собрал свыше ста пятидесяти представителей федеральных и региональных органов государственной власти, региональных Общественных палат, некоммерческого сектора из пятнадцати субъектов Российской Федерации. В организации, в том числе, приняли участие Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, Общественные региональные палаты Донецкой и Луганской Народных Республик, Ростовской области (1 – 3 июля 2023 года). Было представлено свыше 55 просветительских и методических мероприятий по социальному проектированию для граждан возвращенных исторических территорий. Прошли презентации около пятидесяти инициативных групп граждан, получивших грантовую поддержку для 33 населенных пунктов на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской области.

Продолжением этого начинания стал форум активных граждан Донбасса на тему: «Гражданское сообщество новых субъектов Российской Федерации», который впервые с 2014 года прошел в г.Луганске (12 октября 2023 года). В организации пленарного заседания и тематических секций приняли участие представители Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Луганской Народной Республики. В настоящий момент по результатам мониторинга некоммерческих организаций, желающих реализовывать партнерские проекты и программы с участием некоммерческих организаций и гражданских активистов Донбасса, выявлено более шестидесяти крупных некоммерческих организации. Наиболее востребованы программы, которые задействованы в социальной работе с населением, развитием добровольчества, защитой прав человека. В целях интеграции государственных и общественных институтов в правовое поле Российской Федерации востребованы: консультативная помощь и программная работа, сотрудничество между регионами.

 

III. Формирование законодательной и нормативно-правовой базы для развития некоммерческого сектора и общественных институтов.

В 2023 году был принят ряд Федеральных законов, содействующих устойчивому развитию некоммерческого сектора Российской Федерации. Среди них:

Федеральный закон от 14 июля 2023 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (проект № 29913–8). Дополнен перечень благотворительной (волонтерской) деятельности, закрепленный в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» такими видами деятельности, как: содействие ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактика и тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести. Тем самым на законодательном уровне регламентируется имеющаяся сегодня практика участия волонтеров и некоммерческих организаций. Закон способствует расширению сфер волонтерской деятельности.

Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 365381–8). Для некоммерческих организаций увеличен срок предоставления в регистрирующий орган информации об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, с трех до семи рабочих дней. Тем самым требования к некоммерческим организациям приводятся в соответствие с практикой, действующей в отношении коммерческих организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 525-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 9–1 Федерального закона “О некоммерческих организациях„» (проект № 316147–8). После вступления с 1 июня 2024 года закона в силу некоммерческие организации вместо обязанности иметь печать будут обладать таким правом. Согласно новому пункту 12 статьи 91 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вышеуказанная обязанность иметь печать с полным наименованием некоммерческой организации на русском языке установлена в отношении государственных и муниципальных учреждений.

Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 558-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 390938–8). Систематизируется правовое регулирование добровольческой деятельности в Российской Федерации и меры поддержки участников волонтерской деятельности со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Также конкретизируется и расширяется круг акторов волонтерской деятельности. В частности, их число включены ресурсные центры добровольчества (волонтерства), закреплен статус ассоциаций и союзов, объединяющих волонтеров и добровольческие организации, а также создаваемых последними или другими некоммерческими организациями для расширения своих уставных целей в сфере добровольчества. Среди целей осуществления волонтерства обозначено участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. За органами местного самоуправления закреплено право формировать координационные и совещательные органы в добровольчестве.

Кроме того, инициаторами волонтерской деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы теперь могут быть не только некоммерческие, но и коммерческие организации. Законом закрепляется полномочие органов власти субъектов Российской Федерации в рамках оказания ими поддержки ресурсным центрам, обеспечивающих развитие волонтерской деятельности в стране.

Федеральный закон от 25 декабря 2023 года № 671-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 460843–8). Устанавливается, что учредителем или участником общественного объединения, а также учредителем некоммерческой организации не может быть лицо, включенное в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана на территории Российской Федерации нежелательной. Кроме того, регламентируется порядок выхода из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации по инициативе ее органов управления в порядке, предусмотренном уставами этих организаций. Так, могут быть исключены физическое лицо в случае его смерти, признания недееспособным, безвестно отсутствующим или объявленным умершим; юридические лица, прекратившие деятельность в связи с ликвидацией или исключением из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. При этом исключение учредителя фонда или автономной некоммерческой организации из состава учредителей, если в результате этого действия не останется ни одного учредителя, не допускается. Урегулирован порядок уведомления об изменении сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций и уточнены требования к содержанию в едином государственном реестре юридических лиц сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций. Расширен список юридических лиц, сведения об учредителях и участниках которых должен содержать государственный реестр.

Общественная экспертиза проектов конституционных и федеральных законов проводится Общественной палатой Российской Федерации с целью достижения согласия граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по общественно значимым вопросам государственной политики. Среди прочих в Общественной палате Российской Федерации обсуждались следующие законодательные изменения:

О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;

О регламентации статуса и расширения поддержки музеев, являющихся структурными подразделениями вузов и среднего профессионального образования;

О внесении изменений в основы законодательства Российской Федерации о нотариате;

О внесении изменений в ряд статей Федерального закона «О некоммерческих организациях;

О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» при участии институтов гражданского общества получили развитие проекты и программы по сохранению и укреплению в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Были подготовлены предложения в Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2023 года № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики». В нем особо подчеркивается важность поддержки, сохранения и развития всех отраслей культуры, а также формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Также представители общественных институтов поддержали включение традиционных семейных ценностей в перечень основных угроз безопасности детей в России. Это положение включено в Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации обсуждались вопросы становления системы патриотического воспитания. К обсуждениям подключались органы государственной власти, профильные организации и профессиональные сообщества, курирующие проблематику патриотического воспитания. При этом особо подчеркивалось, что для решения масштабной задачи по просвещению, развитию личности необходим весомый и полноценный инструментарий, понимание особенности аудитории, к которой обращаешься. Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества стал площадкой вовлечения академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики.


IV. Перспективы и планы в рамках взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

Перспективные темы взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации в 2024 году:

государственно-общественный характер политики по утверждению традиционных семейных ценностей;

участие общественных институтов в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

интеграция некоммерческого сектора возвращенных исторических территорий в единое законодательно-правовое и общественное пространство Российской Федерации;

расширение практики участия женщин в общественно-политической жизни страны;

формирование приемлемости России и русской культуры среди иностранных граждан;

усовершенствование законодательства по поддержке некоммерческого сектора и институтов гражданского общества.