Планы и отчеты

Информация об итогах исполнения А.А. Клишасом обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации в 2023 году

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 11 октября 2023 года № 599-СФ.

 

Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.

Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Верховным Судом Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в отчетный период А.А. Клишас принял участие в следующих заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации:

1. 31 октября 2023 года, на котором был рассмотрен проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях».

Как отмечается в проекте постановления, точное установление признаков длящегося или продолжаемого преступления имеет важное значение для правильной квалификации содеянного, исчисления срока давности уголовного преследования, решения вопросов об освобождении от уголовной ответственности или о назначении справедливого наказания.

В связи с отсутствием в Уголовном кодексе Российской Федерации понятий длящегося и продолжаемого преступлений разъяснение их отличительных признаков в проекте постановления Пленума будет способствовать формированию единообразной практики по соответствующим уголовным делам, в том числе при решении вопросов, связанных с квалификацией таких сложных единых преступлений.

Отмечается, что судам следует отграничивать продолжаемое преступление от совокупности преступлений, формально обладающей отдельными признаками данного единого преступления, но таковым не являющейся в силу того, что каждое последующее деяние, образующее совокупность, совершается с отдельным умыслом и представляет собой самостоятельное преступление.

В проекте содержится новое разъяснение о необходимости юридической оценки продолжаемого преступления, если хотя бы одно из тождественных деяний, образующих его, совершено при наличии квалифицирующего признака, предусмотренного соответствующей уголовно-правовой нормой, тогда содеянное в целом квалифицируется с учетом этого признака.

По итогам обсуждения проект направлен в редакционную комиссию.

2. 14 ноября 2023 года, на котором был рассмотрен проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации впервые дал разъяснение по вопросам применения указанного законодательства в виде отдельного самостоятельного постановления, что обусловлено особой значимостью и важностью проблем, связанных с самовольным строительством.

На сегодняшний день действует совместное постановление Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором разъяснению норм о самовольной постройке посвящены 10 пунктов одного раздела.

В результате масштабных изменений и дополнений в Гражданский и Градостроительный кодексы Российской Федерации целый ряд правовых позиций совместного постановления о самовольной постройке утратил свою актуальность. В судебной практике также появились вопросы, требующие соответствующих разъяснений.

Проект постановления направлен на приведение правовых позиций в соответствие с действующим законодательством. Документ состоит из 47 пунктов, раскрывающих признаки самовольной постройки, последствия её возведения, порядок сноса либо приведение в соответствие с установленными требованиями, условия, при которых возможно признание права на самовольную постройку, а также процессуальные вопросы.

Крайне важным представляется указание на то, что самовольной постройкой является здание, сооружение, иное строение, отвечающее критериям недвижимого имущества вследствие прочной связи с землей, исключающей их перемещение без несоразмерного ущерба назначению этих объектов. Тем самым обращается внимание судов на невозможность применения положения о самовольной постройке к строению, которое в силу своих природных свойств не является недвижимым имуществом.

По итогам обсуждения проект направлен в редакционную комиссию на доработку.

3. 19 декабря 2023 года, на котором было принято постановление Пленума «О практике применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания». Проект данного постановления рассматривался Пленумом ранее.

Как отмечается в постановлении, нормы института отсрочки отбывания наказания направлены на обеспечение интересов семьи и несовершеннолетних. Не применяя реальное наказание, государство проявляет заботу о женщинах, о малолетних детях и об одиноких родителях, предоставляя им возможность сохранения семьи.

Целям гуманизации уголовного законодательства также отвечает и механизм предоставления отсрочки отбывания наказания лицам, страдающим наркоманией, которым впервые назначено наказание в виде лишения свободы за преступления небольшой тяжести в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Предоставление таким лицам возможности не отбывать реальное лишение свободы создаёт дополнительный стимул для прохождения курса лечения и последующей социальной реабилитации.

В постановлении сформулированы цели отсрочки отбывания наказания, определен круг лиц, которым может быть предоставлена отсрочка, раскрывается понятие единственного родителя.

Актуальным является разъяснение о том, что по смыслу закона к лицам, к которым может быть применена отсрочка отбывания наказания по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся и усыновители (удочерители) ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

Вместе с тем в постановлении отмечается, что к родителям не могут быть отнесены лица, которые по решению суда ограничены в родительских правах или лишены их, иные близкие родственники ребенка, опекуны.

Кроме того, в ходе данного заседания Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Проект федерального закона разработан в целях совершенствования процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, направлен на повышение ее эффективности и качества отправления правосудия по делам данной категории.

Прежде всего, проектом предлагается упрощение банкротных процедур по определенным категориям обособленных споров.

Другие нововведения предполагают увеличение минимальной суммы требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица.

Законопроектом предусмотрена унификация соответствующего порядка обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве посредством введения единого срока на апелляционное обжалование всех определений, а также предоставление возможности обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке по всем категориям споров за незначительным исключением.

Кроме того, предлагаются точечные изменения, связанные с унификацией подходов к утверждению положения о продаже имущества должника в делах о банкротстве граждан и юридических лиц, совершенствованием порядка продления процедур конкурсного производства и реализации имущества гражданина, установлением права суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.

Помимо этого, сенатор А.А. Клишас 5 декабря 2023 года принял участие в пленарном заседании Совета судей России. С докладами перед его участниками выступили Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин, председатель Совета судей Российской Федерации Виктор Викторович Момотов, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев.

На заседании было отмечено, что за девять месяцев 2023 года во всех видах судопроизводства по первой инстанции судами рассмотрено 28 млн. 286 тыс. дел – на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано, прежде всего, с сокращением почти в 5 раз количества поступивших в суды административных дел о взыскании с граждан налогов и сборов, а также с сокращением на 19% количества дел об административных правонарушениях. В гражданском судопроизводстве объем работы судов увеличился на 2 млн. 60 тыс. дел или на 11%. 

Председатель Верховного Суда Российской Федерации также отметил, что сейчас крайне важно оптимизировать процедуру банкротства, так как число таких споров в стране выросло на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Для этого среди необходимых нововведений Вячеслав Лебедев назвал включение требований кредиторов в реестр без проведения судебных заседаний, если никто из сторон спора не возражает.

Высшая судебная инстанция продолжает способствовать ограничению применения меры пресечения в виде заключения под стражу. За девять месяцев 2023 года эта мера пресечения избрана судами в отношении 61 993 лиц – на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Судами удовлетворено порядка 130 тыс. ходатайств о продлении срока содержания под стражей – на 11% меньше, чем за прошлый год.

Сохраняется востребованность электронных ресурсов судебной системы России. В 2023 году в электронном виде в суды подано более 9 млн. документов, а количество обращений пользователей к ГАС «Правосудие» превысило 5 млрд. запросов. Возможностью подачи документов в суды через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с принципом одного окна воспользовались более 400 тыс. граждан. С использованием видео-конференц-связи проведено более 490 тыс. судебных заседаний, а с использованием веб-конференции – 611 тыс. судебных заседаний.

 

Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.

Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации.

В отчетный период были приняты следующие федеральные законы:

1. Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 524-СФ «О внесении изменений в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «Основные понятия, используемые в УПК РФ» дополняет пунктами 271 и 272, определив в них для целей применения статей 20, 811, 108, 164 УПК РФ признаки, по которым преступления должны рассматриваться как совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо как совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

2. Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 562-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 563-ФЗ «О признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов».

Федеральными законами исключается из специальной юрисдикции 1-го Восточного, 2-го Западного, Центрального и Южного окружных военных судов рассмотрение дел о преступлениях террористической направленности, полномочия по рассмотрению таких дел возлагаются на окружные (флотские) военные суды в соответствии с их территориальной юрисдикцией.

Данные изменения позволят оптимизировать судебную нагрузку на судей и обеспечить соблюдение принципа разумного срока уголовного судопроизводства.

 

Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.

За отчетный период от граждан и организаций поступали обращения, касающиеся деятельности судов и конкретных судей, а также содержащие просьбы пересмотреть судебные решения. Заявителям были даны ответы с указанием на недопустимость вмешательства сенатора Российской Федерации в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность, и разъяснением положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».

 

Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.

Законодательное регулирование судопроизводства, статуса судей и органов судейского сообщества является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.

Задачами полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как судьями, так и иными участниками судопроизводства.

Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации и органами судейского сообщества.

 

Раздел V. Выводы и предложения.

По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное судопроизводство и статус судей.

Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Верховного Суда Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.