Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 25 сентября 2023 года № 557-СФ. Предыдущий отчет полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации был представлен 1 февраля 2023 года.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В отчетный период А.А. Клишас принимал участие в заседаниях Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и продлению их полномочий.
Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2022 год.
Важным элементом взаимодействия с Генеральной прокуратурой Российской Федерации является рассмотрение Советом Федерации кадровых вопросов органов прокуратуры.
Согласно пункту «е1» статьи 83 и пункту «з» части первой статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктам 11 и 12 статьи 151 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» заместители Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
На совместных заседаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике были проведены консультации по 18 представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуроров:
1. Авдеева Д.Е. – на должность Восточно-Сибирского транспортного прокурора;
2. Рогачикова А.Е. – на должность военного прокурора Восточного военного округа;
3. Найды А.В. – на должность военного прокурора Объединенной группировки войск (сил);
4. Грибова И.В. – на должность прокурора Владимирской области;
5. Лабутина В.П. – на должность военного прокурора Тихоокеанского флота;
6. Ольховатенко К.В. – на должность военного прокурора Черноморского флота;
7. Пантелеева Р.С. – на должность прокурора Амурской области;
8. Семенченко В.В. – на должность прокурора Республики Калмыкия;
9. Жугина А.В. – на должность прокурора Ивановской области;
10. Коданёва Д.В. – на должность прокурора Рязанской области;
11. Мошкова А.В. – на должность прокурора Псковской области;
12. Швецова С.А. – на должность прокурора Новгородской области;
13. Эппа В.И. – на должность прокурора Республики Дагестан;
14. Яновского А.Л. – на должность прокурора Забайкальского края;
15. Нафикова И.С. – на должность прокурора Республики Марий Эл;
16. Суяргулова А.З. – на должность прокурора Республики Татарстан;
17. Филичева М.Ю. – на должность прокурора Республики Бурятия;
18. Гиматова Э.Р. – на должность прокурора Чувашской Республики.
По результатам проведенных консультаций комитеты Совета Федерации приняли решение поддержать представленные кандидатуры.
Информация о результатах рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должности прокуроров была размещена на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет».
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации.
В 2023 году были приняты следующие федеральные законы, затрагивающие деятельность прокуратуры.
1. Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации».
Федеральным законом предусматривается введение в правовую систему Российской Федерации единой системы пробации, подразумевающей совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц.
Осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере пробации возложено на прокуратуру Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 28 февраля 2023 года № 42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Федеральным законом денонсируется Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 27 января 1999 года и ратифицированная Российской Федерацией 25 июля 2006 года.
Генеральная прокуратура Российской Федерации выступала в качестве головного ведомства, обеспечивающего выполнение задач по участию Российской Федерации в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО).
3. Федеральный закон от 3 апреля 2023года № 99-ФЗ «О внесении изменения в статью 8.8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе».
Федеральным законом вносится изменение в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предусматривающее включение Генеральной прокуратуры Российской Федерации в перечень субъектов, которым федеральный орган в области обороны предоставляет доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа.
4. Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом устанавливается, что в случае невозможности завершения антикоррупционной проверки соответствующим подразделением государственного или муниципального органа в связи с увольнением проверяемого лица, материалы такой проверки передаются в органы прокуратуры.
Генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры принимают решение об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе, представленных проверяемым лицом, а также соблюдения им ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
Расширяются полномочия прокуроров в части запроса и получения информации от органов публичной власти и организаций (для которых устанавливается обязательность исполнения такого запроса), а также от физических лиц (с их согласия).
Федеральным законом устанавливаются полномочия Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров обратиться при наличии оснований по результатам проверки в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, уволенного (прекратившего полномочия) в ходе осуществления в отношении него антикоррупционной проверки.
5. Федеральный закон от 10 июля 2023 года № 286-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон устанавливает основания освобождения от ответственности лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования, в случае если несоблюдение таких требований явилось следствием не зависящих от данного лица обстоятельств.
Указанные изменения вносятся, в том числе, в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 346-ФЗ «О внесении изменения в статью 414 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон предусматривает, что право на оплату стоимости проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, установленное для прокуроров, научных и педагогических работников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, также будет распространяться на одного из членов семьи такого работника.
7. Федеральный закон от 31 июля 2023 года № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».
Федеральный закон предусматривает, что уголовное судопроизводство на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляется по правилам, установленным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Все незавершенные на 30 сентября 2022 года уголовные дела передаются прокурору для определения вида уголовного преследования и подследственности в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
8. Федеральный закон от 25 декабря 2023 года № 659-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на повышение социальной защищенности членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции из числа бывших прокуроров, сотрудников органов внутренних дел и иных правоохранительных органов и предусматривает возможность предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения указанным лицам.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается отнесение к членам семьи погибшего (умершего) прокурора, имеющим право на выплату ежемесячной компенсации, ребенка, родившегося после гибели (смерти) признанного его отцом прокурора.
9. Федеральный закон от 25 декабря 2023 года № 626-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» и статью 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральным законом продлеваются сроки ввода в эксплуатацию государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – ГАС ПС), а также предусматривается передача Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации полномочий по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию ГАС ПС.
При этом Генеральная прокуратура Российской Федерации остается оператором системы и обеспечивает ее функционирование.
Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.
За отчетный период от граждан и организаций поступали обращения, касающиеся деятельности прокуратуры Российской Федерации и статуса прокуроров. Обращения, ответ на которые Совет Федерации давать не уполномочен, были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в прокуратуры субъектов Российской Федерации по подведомственности.
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.
Законодательное регулирование уголовного судопроизводства и статуса прокурора является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.
Задачами полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанным органом. Главным показателем такого взаимодействия являются своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запросы сенаторов Российской Федерации и комитетов Совета Федерации.
Раздел V. Выводы и предложения.
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора.
Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.